III. Краткая история оружия в айкидо. Ранняя История 
К сожалению, немногие детали, в отношении к практике оружия О-Сэнсэя известны 
айкидока. Тем не менее, по крайней мере два исследователя/историка поделились с 
публикой такой информацией, а именно дэси основателя Джон Стевенс, и редактор 
Айки Журнала ( прежде Айкиньюз), также дэси, Стэнли Пранин. Благодаря их усилиям 
было установлено, что О-Сэнсэй изучил широкий диапазон разнообразных искусств 
боя с оружием, и что он сформировал Айкидо на принципах оружия. 
Первичное техническое влияние на айкидо, это безусловно Дайто-рю Айкидзюдзюцу 
Сокаку Такэда, он был главным преподавателем О-Сэнсэя, в период с 1915 по 
1930-ые годы, более известно, что школа Дайто-рю породила техники тайдзюцу в 
айкидо, но менее известно, что Такэда также был держателем преподавательской 
лицензии в Оно-ха Итто-рю кэндзюцу(школа боя с мечем), и что он обучался у 
Сакакибара Кэнкити мастера Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу. В 1922-м году Такэда Сокаку 
приехал к Уэсиба Морихэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его 
отъезда О-Сэнсэй проводил ночи практикуя удары копьём по шарикам, развешенным на 
верёвках. Эта практика соответствует методам тренировок в Ходзоин-рю содзюцу 
(искусство боя с копьём), а как известно Такэда был держателем диплома в этом 
Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. Также известно, что О-Сэнсэй изучал 
Касима Синто-рю (1937-42 гг.), влияние этой школы очевидно при наблюдении за 
практикой Куми-тати, а так же отображено в кеппан, клятва на крови в Касима, 
подписанная кровью О-Сэнсэя в 1937 году. Он также изучал Катори Синто-рю, Кэндо, 
а также как Ягю-рю у Масакацу Накай в 1903-1908 гг., и также у Косабуро Сёмодзи, 
с кем у О-Сэнсэя очевидно были близкие отношения. 
Что касается практики Дзё, известно, что в 1922-м году Такэда Сокаку приехал к 
Уэсиба Морхэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его отъезда 
О-Сэнсэй проводил ночи, практикуя удары копьём по шарикам, развешенным на 
верёвках, а так же атакуя копьём дерево. Эти виды практик соответствует методам 
тренировок в Ходзоин-рю содзюцу (искусство боя с копьём), а как известно, Такэда 
был держателем диплома в этом Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. 
О-Сэнсэй также изучал Дзюкэндо (техники штыкового боя), проходя службу в армии в 
начале 1900-ых годов, а так же разрабатывал и изучал эти техники в Тояма Гакко 
(Школа высшего Офицерского Состава) с 1931 по 1933 годы. Как стало известно, 
О-Сэнсэй будучи знаком с Куки Такахару, изучал Куки Син-рю, мистическое 
искусство Ямабуси или горных воинов. Курама - это горный регион недалеко от 
Осаки, он известен, как место обитания горных отшельников, и в один из периодов 
своей жизни (середина 1920х) Уэсиба провёл там. Основное оружие Ямабуси – это 
Дзё, и согласно мнению Джона Стевенса, Ккки Син-рю имело значительное влияние на 
техники Айки-дзё. Куки Син-рю – также известна, как одна из девяти традиций 
Тогакурэ-рю ниндзюцу, и на фотографии 33-й мастер Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу 
Сэнсэй, запечатлён в позиции с Дзё, мало чем отличающийся от стойки Айки-дзё. 
Также большинство техник Дзё-дори в Тогакурэ-рю сильно похожи на Айкидо Дзё, 
хотя конечно, этот вопрос следует изучить более детально. 
О-Сэнсэй, конечно несколько изменил техники оружия, значительные изменения были 
сделаны им, так как он рассматривал меч, как айки-кэн, а дзё, как айки-дзё. Были 
внесены изменения в положении, схеме движений, дистанции и угле входа, также 
были введены упрощения многих движений, они были преобразованы из древних техник 
в систему, которую мы имеем сегодня.
IV. Поздняя История оружия в Айкидо. 
Поздний период истории формирования системы Буки-ваза(оружия) в Айкидо, связан с 
именем Морихиро Сайто Сэнсэя. В то время, как в мире Айкидо, наметилось 
некоторое разделение, между сторонниками и противниками практики оружия в 
айкидо, причиной этому стали личные и политические интересы некоторых сиханов. 
Сайто Сэнсэй наконец признан во всем мире, как технический эксперт по Айкидо и 
единственный сторонник оружия в Айкидо. Он провёл 23 года жизни, бок о бок с 
О-Сэнсэем в Ивама, как утидэси с 1946 до 1969 гг., Сайто Сэнсэй был учеником 
основателя более, чем кто либо другой, вплоть до самой смерти О-Сэнсэя, и по сей 
день остается переданным последователем сохраняя айкидо О-Сэнсэя в изначальной 
форме. Сайто Сэнсэй говорит о том, что основатель развивал и преподавал свои 
собственные формы оружия после войны, это происходило в Ивама, и только иногда 
демонстрировал их вне Ивама. Сайто Сэнсэй был единственным дэси О-Сэнсэя, 
которому основатель разрешал преподавать оружие, ещё при жизни. И по его воле, 
Сайто Сэнсэй преподавал по воскресеньям буки-ваза в Токийском Хомбу Додзё, в 
течение многих лет, начиная с 1959 года, пока эти кэйко не были к великому 
сожалению упразднены. 
Изменения, введённые О-Сэнсэем, относятся к широкому разнообразию техник с 
оружием, основываются на концепции Риай, которая являет собой интеграцию меча, 
палки и движений тела в ряд общих принципов, которые формируют основу Айкидо 
непосредственно. По этой причине, практикующие Синдо Мусо-рю или Катори Синто-рю 
не смогут извлечь те же самые выгоды, какие станут очевидны для тех, кто 
практикует Айкидо так же, как это делал О-Сэнсэй, то есть объединяя практику 
Айки-кэн и Айки-дзё. Хотя оба эти искусства представляют сами по себе большую 
ценность, как воинские искусства, которые могут существовать самостоятельно. 
Сайто Сэнсэй разъясняет, что различные движения, были позаимствованы О-Сэнсэем 
из традиционных систем оружия через творческую концепцию Риай Айкидо, и он 
утверждает, что преподает - " Стиль О-Сэнсэя ". 
Сайто Сэнсэй прокомментировал ряд случаев, и рассказал, что есть некоторые 
индивидуумы и организации, которые стараются обесценить значение оружия в 
Айкидо, некоторые же обратились к практике Синдо Мусо-рю Дзёдо и Катори Синто-рю 
кэндзюцу, чтобы добавить их к Айкидо, и эти же другие, доказывают, что он 
преподает " стиль Сайто ". Но истинна в том, что Сайто Сэнсэй развил множество 
форм оружия, например 13 Дзё, 31 Кумидзё и 13 Дзё ававсэ, они основаны на тех 
формах, что он наблюдал у О-Сэнсэя и составляют из себя логичную многоуровневую 
систему, которая за эти годы развилась в настоящее воинское искусство. В 
действительности, Сайто Сэнсэй просто собрал и упорядочил большое множество 
разнообразных движений и техник, выполненных О-Сэнсэем, расставил их в 
логическом порядке, и систематизировал их так, что они стали легки для понимания 
и изучения. 
http://aikido.kombats.ru/index.php?mod=text&type=practica&id=1119432094&uses=83792f4b7b0f93460503cbcb41620e52