Второй принцип - это точность ударов. Помимо всего прочего
мы отрабатываем на листьях дерева, а затем, подбрасывая те же древесные листья,
или маленькие, 2-5 см кусочки бумаги, или пух, пытаемся попасть по ним
максимальное количество раз. Для развития абстрактного мышления и не
зацикливания на формах рисуем в воздухе различные фигуры. Цифры, буквы различных
алфавитов, иероглифы. Одно условие - делать это с силой, на скорости и проходить
весь ряд обеими руками, как в нормальном написании, так и в зеркальном его
отражении.
Для понятия и прочувствования управления движением
упражнения с нунчаку дополняем выполнением тех же упражнений с палкой. Это
рождает особое чувствование оружия руками и телом. Вторая рука всегда, вне
зависимости от того вооружена она или нет, активно участвует в процессе боя или
тренировки. На близкой дистанции ей может отдаваться приоритет. Так, при
проведении защиты отбивом невооружённая рука следует за нунчаку и накрывает
проводившую атаку конечность или оружие, фиксируя или контролируя его.
Оставив рассмотрение техники и методов обучения Шоу Дао для
отдельных публикаций, сосредоточим своё внимание на базовых различиях между
окинавским и филиппинским способами владения и обучения нунчаку. Как уже
упоминалось выше - стиль Окинавы очень скупой. Техника рассчитана на один-два
тяжёлых убивающих удара, плюс различные защиты, замки, освобождения от захватов.
Изредка применяют броски, когда нунчаку зажимают конечность или голову
противника.
В филиппинском варианте прямая противоположность. На
противника сыпется град ударов со всех сторон, без пауз. При этом исполнитель
перемещается вокруг противника, сменяет уровни и направления атак.
Хочется сказать пару слов о кино - главном популяризаторе.
Оставив в стороне некоторую условность и определённые нереальные моменты, я
рекомендую обратить внимание на Дэна Иносанто (противник в "Игре смерти"). Там
он как раз показывает филиппинскую манеру.
Вообще кино грешит штампами, которым следовать
противопоказано. Один из них - когда герой сначала долго крутит палки, потом
останавливается и начинает бой, нанося одиночные удары. Но особым бредовым
идиотизмом страдают отечественные фильмы. Приведу два примера. В фильме "По
прозвищу зверь" "главный гад" сначала делает какой-то невразумительный пасс
палкой, а затем ждет пока главный герой обвернёт руку курткой, и лишь потом
начинает так, потихонечку, наносить одиночные удары. А в "Болевом приёме" ещё
веселее. Один из "гадов" сначала занудно палки крутит, а потом их зачем-то в
одного из "наших" кидает. Простите, но иначе как идиотизмом это назвать не могу.
Если уж начал крутить, так входи в бой крутя, а если бьёшь
одиночные удары, то делай это так, чтобы после первого попадания уже не
поднимались. А кидать нунчаку в противника не надо, просто совет такой.
Кстати, о метании нунчаку. Есть, безусловно есть техники
метания с целью поразить противника торцами палок - тогда эта техника напоминает
технику метания ножа, либо с целью попасть в противника верёвкой - палки
продолжают движение и, когда верёвка уже коснулась цели, создают эффект мощного
захлёста (техника похожа на технику метания бумеранга, или аргентинского боло).
Но для отработки этой техники требуются несколько сот тренировочных часов,
посвященных только ей. Отмечу, что отработки метания ножей требуется меньше
времени, да и к тому же опасность того, что противник завладеет брошенным
оружием с нунчаку намного выше, чем с ножом. Так что, вторя известному шоумену,
скажу: "не болтайте ерундой!" используйте нунчаку как ударное, а не как
метательное оружие.
В методах обучения окинавские и филиппинские школы просто
диаметрально противоположны. Кобудо - это как бы автономно существующее в рамках
других стилей направление. Например, не достигнув высокого уровня в каратэ,
изучение боя традиционным оружием не начинают6. И затем в технике оружия
реализуют навыки, полученные ранее.
На Филиппинах же сначала дают оружие в руки и учатся
принципам владения им. И лишь после достижения определённого прогресса,
объясняют, как применять те же самые принципы в безоружном бою.
http://www.nunchaku-do.com/artc09_r.htm