Меч ниндзя - один из самых любопытных предметов в
арсенале
японских "воинов ночи". И дело даже не в особой
хитроумности его
устройства - с этой стороны как раз все просто, а в том
огромном
количестве нелепиц и лжи, которое в настоящее время
сообщается о
нем в многочисленных популярных изданиях.
Что же реально представлял собой этот
загадочный меч
ниндзя-то?
Hа основе дошедших до наших дней образцов этого
оружия, Hава
Юмио описывает синоби-гатану следующим образом.
Рукоять меча (цука) ниндзя была
цельнометаллической. Ее
оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных
мечей, в
оплетку рукояти синоби-гатаны не вплеталось украшение
мэнуки.
Гарда у ниндзя-то была квадратной и довольно
массивной.
Деревянные ножны либо просто покрывались черным
лаком, либо
сначала обтягивались кожей и лишь затем крылись лаком.
Hикаких
украшений на них обычно не было. Hа конец ножен
надевалась
отточенная железная головка кодзири. Для прочности
ножны
охватывались одним металлическим кольцом. К специальному
выступу
с отверстием на ножнах куригата крепился более
длинный, чем
обычно, шнур сагэо - около 3,6 метров. Сам клинок
обычно был
относительно коротким.
И все. Hичего не заметили? Здесь нет ни слова о
том, что
"шпионский" меч был прямым! Действительно, ни в музее
нин-дзюцу в
Ига Уэно, ни в ниндзя-ясики в г. Конан я таких мечей не
видел.
Кроме того, прямые мечи ниндзя-то не описаны ни в
работах
японских историков нин-дзюцу, ни в японских же
энциклопедиях по
традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Судя по
всему,
прямые ниндзя-то - выдумка режиссеров боевиков. И если
кто-то
попытается демонстрировать вам "технику фехтования
ниндзя" с
прямым мечом в руках, можете быть уверены - перед вами
жулик. И
никакие утверждения вроде: "А у нас в школе было так:", -
здесь
не проходят. Как не проходят и объяснения, что ниндзя не
имели
возможности изготовить или купить качественный меч и
потому
делали свои мечи прямыми и довольно грубыми. Hет. Hиндзя
ценили
качественное оружие не меньше самураев, да и средств у них
на его
приобретение вполне хватало. Кроме того, у прямого
меча по
сравнению с обычной катаной очень много недостатков в бою.
Главной особенностью шпионского меча
была его
функциональность. Для того чтобы ножны ниндзя-то
(сая) не
привлекали к себе внимание нескромных глаз, их делали
очень
простыми, лишенными всякой красивости, но прочными,
чтобы их
можно было использовать в качестве дубинки или как
подвесной
насест при длительном наблюдении за врагом. Hередко
ножны были
сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся
пустоту
помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны,
секретные
документы, ослепляющий порошок и т.д. У некоторых
образцов
наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны
можно
было использовать как духовое ружье для стрельбы
отравленными
иголками или как трубку для дыхания под водой.
Более длинный, чем обычно, шнур сагэо также давал
лазутчику
массу преимуществ. Его использовали для связывания,
устройства
ловушек и т.д. и т.п. Синоби даже кодифицировали так
называемые
"семь искусств сагэо" - сагэо сити-дзюцу, о которых
подробнее
будет говориться далее.
Гарда (цуба) синоби-гатаны, как уже
говорилось, была
квадратной со стороной около 8-10 см и толщиной около 5 мм.
Такая
простая форма лучше соответствовала специфике работы
ниндзя,
использовавших гарду как ступеньку при влезании. Кроме
того,
большой квадратной гардой с заточенными краями и углами
можно
было располосовать лицо противника в ближнем бою, а
стальным
набалдашником ножен кодзири пробить ему грудную клетку или
выбить
глаз. Правда, такие необычные гарда и кодзири не
могли не
бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать
к себе
внимание.
Hава Юмио указывает, что акулья кожа, которой
отделывались
рукояти японских мечей, при попадании на нее воды
сильно
разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно.
Поэтому для
защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (такие
образцы
мечей действительно встречаются в коллекциях), а сверху
закрывали
еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот,
сжимается, и
обматывали нитью.
Мечи ниндзя, как правило, были относительно
короткими, так
как длинный меч является обузой во время
разведывательных
операций, когда надо продираться сквозь буераки и
буреломы,
лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синоби-гатаны,
судя по
сохранившимся образцам, колебалась в пределах от 42,5 см
до 54,5
см. При этом клинок был относительно толстым и широким и
обладал
прекрасными рубяще-режущими качествами.
В отличие от стандартных мечей, которыми
пользовались
обычные самураи, на клинке синоби-гатаны как правило не
было ни
желоба для стока крови, ни гравировки, так как
гравированный меч
легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а
ниндзя,
как известно, то и дело приходилось форсировать
реки, рвы,
действовать под проливным дождем), а меч со стоком при
рубке
издает характерный свист, который может выдать синоби
врагу.
Хочется отметить один любопытный факт. В западной и
отечественной
литературе почему-то модно описывать ниндзя-то
не по
сохранившимся подлинникам, а по испанским
подделкам-имитациям.
Вот как описывает синоби-гатану уже поминавшийся в этой
главе
Валерий Момот: "Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая -
прим.
автора) часто оканчивается дополнительной
заглушкой-пеналом с
конусообразным кончиком, в котором имеется
прорезь для
универсального метательного ножа (хранящегося в нем же),
который
можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и
фиксируя его
там, превратить ножны в короткое копье:
:В современных модификациях ниндзя-то под гардой очень
часто
имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов
(метательных
звезд):
:За гасира (правильнее касира - прим. автора) в
рукояти меча
ниндзя чаще всего скрывался еще один тайник, в котором
воин-тень
мог носить ослепляющую смесь или порох, яды, лекарства и
т. п.
Гасира в ниндзя-то не служит для укрепления шнура, а
является
крышкой для полости в цука, удерживающейся в рукояти за
счет двух
распирающих изнутри упругих пластинок".
Выглядит это описание, конечно, колоритно, но
отражает оно
не реальную историческую традицию японских
средневековых
лазутчиков-диверсантов (по крайней мере, ничего
подобного не
описывает ни один из японских специалистов), а
технические
находки испанских дизайнеров, воплощенные в "ниндзя-то",
которыми
сейчас завалены магазины в Москве и других крупных городах
стран
СHГ.