Один из величайших мастеров изготовления мечей периода
Нового Меча Суишинши Масахиде (1750-1825) обучался этому мастерству у многих
старых кузнецов. Во многом благодаря его усилиям мы сегодня хоть что-то знаем о
методах, использовавшихся древними мастерами при изготовлении мечей.
Первоначально все кузнецы тщательно очищали руду от
песка. С течением времени, примерно с 1450 года, фабрики, изготавливавшие
оружие, постепенно ослабили «контроль качества» очистки руды, что, в свою
очередь, в худшую сторону отразилось на качестве мечей. После 1600 некоторые
кузнецы стали активно использовать в своей работе привозную руду, импортируемую
из-за границы. Однако большинство кузнецов предпочитало все-таки отечественную
руду. Существует немало методов изготовления мечей. Так как данная работа не
претендует на фундаментальное исследование по металлургии, то здесь будут
приведены только основные моменты в технологии изготовления самурайского меча.
Одним из простых методов является следующий. Несколько
кусков металла нагревают, затем растягивают и сгибают в длину. Подобную операцию
повторяют несколько раз, пока он не приобретет достаточную плотность. Постепенно
заготовка приобретает законченные формы меча, но не ранее, чем весь процесс
будет повторен от шести до пятнадцати раз, а иногда даже до тридцати.
По-другому, более сложному методу, куски стали
нагревали, проковывали в длину и складывали. Широкие полосы складывались пополам
и проковывались в такие же широкие полосы еще раз. Процесс также повторялся
неоднократно. При этом каждый раз перед новым складыванием кузнец тщательно
очищал заготовку от грязи и окалины, которые могли серьезно снизить качество
будущего клинка.
Описанные выше различные виды стали имели различную
степень твердости, которая зависела от методов изготовления.
Помимо соответствующих инструментов, для обработки
металла, при изготовлении меча использовалась своеобразная паста, изготовленная
из глины, абразивный порошок, смолотый из камня, древесный уголь и некоторые
другие элементы. При сжигании угля достигалась температура, необходимая для
разогрева металла, каменный порошок использовался для шлифовки, а глиняной
пастой покрывался клинок перед нагревом и опусканием в воду для закаливания. Это
являлось одной из самых сложных операций при изготовления клинка. Требовалось
особое мастерство для нанесения пасты, так как от толщины ее слоя зависела
степень и скорость остывания металла в воде, а значит, и степень закаливания,
что, в свою очередь, влияло на качество меча.
Необходимо сказать несколько слов об особом отношении
кузнецов к своей работе и атмосфере, в которой они работали. В средневековой
Японии все люди, к какой бы профессии они не принадлежали, имели свое
собственное божество покровителя, к которому они обращались за помощью и
благословлением. Кузнецы тоже не были исключением. Самурайский меч был, помимо
всего прочего, предметом синтоистского культа. Разумеется, все кузнецы были
последователями этого религиозного учения. В каждой кузнице был небольшой алтарь
с изображением божества покровителя. Работа над каждым новым клинком начиналась
с длительных молитв синтоистским богам, покровительствующим кузнецам,
жертвоприношений (в основном пища, чаще всего рисовые лепешки) и голодания, так
как считалось, что «чистый» клинок может изготовить только человек, очищенный и
внешне, и внутренне.
После того, как кузнец заканчивал работу и ставил свое
клеймо, клинок попадал в руки полировщика. Используя абразивный порошок
различной зернистости, полировщик полировал меч в течение недели или двух. Тем
временем работали другие мастера, каждый из которых специализировался на
различных частях меча: орнамент рукояти, затыльник рукояти, гарда и ножны - все
эти вещи изготавливались различными мастерами. Только после того, как все они
заканчивали свою работу и собирали воедино все составные части, меч был готов к
использованию. Однако, начиная со Второй Мировой Войны, подобная специализация
стала постепенно исчезать.
http://mortalfite.narod.ru/sword2.htm