Бытует мнение, что все без исключения самурайские мечи
имеют чрезвычайно сложную конструкцию лезвия. Это далеко не всегда так. Не
следует забывать, что кузнецы, изготовлявшие самурайские мечи, прежде чем
достигли вершин мастерства, прошли долгий путь проб и ошибок. Да и во времена
своего расцвета из-за большой потребности в мечах некоторые из них делали
дешевые мечи простой конструкции.
Самурайские мечи по конструкции лезвия можно
классифицировать следующим образом.
1) МАРУ - ГИТАЕ. Это самая простая конструкция, в
которой используется однородная по качеству сталь. Подобная конструкция
характерна для мечей массового изготовления. Ее часто использовали кузнецы
периода Нового меча и кузнецы, изготавливавшие мечи из импортной стали. Мечи
этой конструкции имеют гладкую, мелкозернистую поверхность.
2) ВАРИБА - ГИТАЕ. В лезвиях этой конструкции режущая
кромка лезвия изготовлена из более твердой стали, нежели основная часть лезвия.
Подобная конструкция более прочна, нежели конструкция, описанная выше.
3) МАКУРИ - ГИТАЕ. В данной конструкции также
используются два типа стали - твердая и мягкая. Однако, помимо твердой режущей
кромки, лезвие содержит сердцевину из твердой стали, которая «упакована» в
оболочку из более мягкой стали.
4) ХОН – САНМАЙ – АВАСЕ - ГИТАЕ. Этот тип характерен
тем, что твердую режущую кромку и сравнительно мягкую сердцевину (но не такую
мягкую, как в описанных выше типах) по бокам прикрывают пластины стали, имеющей
среднюю плотность.
5) ШИХО-ЗУМЕ-ГИТАЕ. Данный тип почти полностью
совпадает по конструкции с предыдущим. Разница состоит только в том, что тыльная
поверхность клинка (МУНЭ) также покрыта накладкой из стали средней плотности.
Сложная конструкция самурайского меча позволяла
получить клинок, обладающий отличными режущими качествами, твердый и в то же
время не ломкий. Разумеется, существовали и другие конструкции клинков, но они
не получили сколько-нибудь массового распространения и потому здесь не
приведены.
Перед тем, как меч принимает свою окончательную форму,
металл последовательно многократно нагревали, растягивали и остужали. Таким
образом, к завершению обработки после полировки на лезвии проявлялся
своеобразный узор. Подобный узор неразрывно связан со структурой металла и
называется ХАДА. Со временем количество повторных проковок увеличивалось.
Нередко количество слоев достигало тридцати трех тысяч. Существует классификация
основных, наиболее часто встречающихся узоров. Правда, в данной работе приведена
упрощенная классификация, так как некоторые мечи обнаруживают узор не одного
типа, а двух и даже трех, но таких мечей не так уж много. К сожалению, следует
отметить, что некоторые кузнецы, не желая себя утруждать сложным процессом
многократной проковки, но желая выдать свой товар за качественный, применяли
искусственные (чаще всего химические) методы получения узора. В общем виде узоры
можно разделить на пять типов.
1) Простой тип или отсутствие структуры (Мудзи).
Подобный тип встречается чаще всего на мечах Мару - Гитае периода нового меча
(1530-1868) и в мечах, изготовленных в период Новейшего Меча (с 1868 года).
2) Прямой узор (Масаме - Хада).
3) Деревянный узор (Итаме - Хада).
4) Завитковый узор (Мокуме - Хада).
5) Изогнутый узор (Аясуге - Хада).
Когда в технике владения мечом преобладание уколов
сменилось преобладанием рубящих ударов, кузнецы были поставлены перед задачей
изготовления таких мечей, лезвия которых имели бы форму, эффективную для рубящих
ударов по всей длине лезвия. Путем многочисленных проб и ошибок они обнаружили,
что мечи с бритвенной остротой лезвия, изготовленного из твердой стали, часто
ломались при ударах о доспехи противника. Мечи же. изготовленные из более мягкой
стали, быстро тупились и гнулись. Еще одной немаловажной проблемой был вес меча.
Хотя профессиональные солдаты - самураи отличались отличной физической
подготовкой, но для ведения длительного боя требовался достаточно легкий меч.
Тем же методом проб и ошибок было установлено, что вес меча в 1000-1300 граммов
является самым оптимальным.
Начиная фактически с первых же дней периода Старого
Меча, каждая школа кузнецов стала искать свой собственный способ и технологию
изготовления клинков. Эти сведения держались в строжайшем секрете и передавались
из рук в руки, от мастера к ученику или от отца к сыну. Для лучшего сохранения
технологических секретов производства мастера почти никогда не записывали их и
передавали своим преемникам устно с наглядной демонстрацией процесса. Подобное
положение вещей сильно тормозило прогресс в искусстве изготовления мечей.
Как уже говорилось выше, ранние мастера,
изготавливавшие мечи, не оставили нам письменных источников. С течением времени
они все - таки стали доверять свои секреты мастерства бумаге. Однако эти записи,
далекие от математической точности современных химических формул, изобиловали
сравнениями с окружающей природой. Например: «Нагревать сталь до тех пор, пока
она не примет цвет луны, путешествующей по небу в июньский или июльский вечер»
или «после окончательного нагрева опустить меч в воду, которая имеет температуру
воды в феврале или августе месяце». Здесь следует сделать небольшое отступление.
Это не опечатка, древние мастера действительно полагали (хотя абсолютно
непонятно почему), что вода в феврале и августе месяце имеет одинаковую
температуру. Это совершенно точно установленный факт, хотя сколько-нибудь
разумного объяснения ему нет, даже с учетом того, что климат в Японии мягче, чем
в Европе. Как бы то ни было, но факт остается фактом. Более того, кузнецы при
простановке даты изготовления меча часто проставляли только один из двух этих
месяцев без даты, что, зачастую, абсолютно не соответствовало реальной дате
изготовления клинка.
http://mortalfite.narod.ru/sword2.htm