Из металлического оружия Окинавы самым известным является
стальной трезубец сай с длинным, до 40 см. центральным клинком (или, скорее,
прутом) и отходящими от него в стороны двумя фигурными усами ёки, образующими
нечто вроде гарды. Рукоятка длиной в один кулак заканчивается овальной либо
заостренной шишкой, позволяющей наносить мощные точечные удары. Традиционный
окинавский сай изготавливается цельнокованым из одного куска металла, но
современные фирмы, производящие восточное оружие на продажу большими сериями
(например, "Квон"), попросту приваривают ёки к выточенному на токарном станке
клинку с последующей термообработкой, шлифовкой и хромированием. Несмотря на
удобство в работе и превосходный внешний вид, такие сай нельзя считать
традиционными.
Сай-дзюцу как обязательный раздел входит, наряду с бо-,
тонфа- и нунчаку-дзюцу, в программу большинства старых школ окинавского каратэ.
Прежде мастера носили обыкновенно сразу три сай - два для фехтования обеими
руками, и один в качестве запасного либо метательного оружия. Техника работы с
этими, довольно увесистыми, предметами требует весьма гибких и крепких кистей, и
строится во многом на переходах клинка с прямого на обратный хват посредством
проворота вокруг большого пальца. Именно этой цели и служат плавные изгибы и
пропорции "усов", позволяя к тому же захватывать, словно в ловушку, любое оружие
противника. Наиболее действенными атакующими приемами являются прямые тычковые
удары и мощные круговые выбросы изнутри наружу, то есть из базового обратного
хвата на прямой. Для блокирования чаще всего используется взятый, опять-таки на
обратный хват, сай, клинок которого лежит вдоль предплечья от кисти до локтя.
Будучи кованы из добротной стали, такие трезубцы в руках
мастера давали ему шанс не просто выжить в бою с опытным фехтовальщиком, но
одержать уверенную победу в схватке с несколькими противниками. История
умалчивает, откуда возникла идея такого оружия и техника работы с ним, но
большинство источников непосредственным предком сай называют металлическую вилку
для рыхления почвы, либо ритуальные трезубцы, бывшие религиозным атрибутом.
Полезно помнить, что человек, задавшийся целью овладеть
искусством сай-дзюцу, не добьется решительно ничего, если для начала не освоит
хотя бы базовой техники любого стиля каратэ, так как никогда за всю историю
Окинавы эти дисциплины не существовали отдельно одна от другой.
Менее известным, хотя даже более грозным, чем сай, является
классический боевой серп кама - вероятно, самое эффективное оружие после меча.
Недаром его так любили рациональные и предусмотрительные реалисты ниндзя.
Сегодня многие имеют возможность познакомиться с этим предметом и техникой
работы с ним, наслаждаясь кровавыми боевиками о похождениях "ночных демонов". В
отличие от сай или нунчаку, серп представляет собой крестьянское орудие труда в
чистом виде, без каких-либо изменений или дополнений в конструкции. Даже
отдаленно не напоминая привычный нам европейский серп, окинавский кама более
всего похож на миниатюрную косу для одной руки, или на ледоруб с заточкой нижней
части клюва.
Арсенал приемов с серпами обширен и замысловат, но базовый
принцип всего один - передняя рука отводит оружие противника в сторону, а вторая
тут же атакует круговым движением, с протяжкой на себя или без таковой.
Следовательно, поражающее действие серпа проявляется в мощном клевке, способном
пробить стальной шлем (что успешно делали с средневековой Европе с помощью
клевцов и чеканов) или в подрезающем ударе, особенно эффективном, когда целью
были руки, ноги или шея противника. Из-за неприятной особенности серпов обходить
препятствие своим длинным клювом, их размахи чрезвычайно трудно блокировать.
Если же добавить к этому высокую мощь, обусловленную плотной посадкой короткого
древка в ладони, и парность оружия, то становится понятным, отчего мастера боя с
кама довольно легко побеждали рядового самурая, вооруженного одним лишь мечом.
Коварные ниндзя модернизировали серп, добавив к нему
длинную цепочку с грузом на конце, и сразу получили иное оружие, именуемое
гусари-кама. Его невозможно было использовать в паре, зато возникли неожиданные
варианты с хитрыми захлёстами цепью ног и рук врага, а также обратный вариант,
когда сам серп раскручивался широкими кругами, поражая всё и вся на значительном
расстоянии. Правда, остается неясным вопрос, каким образом происходила
ориентация клинка острием строго по ходу движения.
Помимо чисто боевого применения, эта снасть могла
использоваться в качестве дополнительной точки опоры как забрасываемый наверх
якорь, что характерно для "невидимок", стремившихся к максимальной
универсальности своего зловещего инвентаря. Кстати говоря, вслед за ниндзя и
многие самураи успешно освоили гусари-кама в качестве подсобного оружия,
компактного и легко маскируемого в одежде.
К сказанному остается добавить лишь то, что более нигде в
мире, а уж в Европе и подавно, мы не встречаем применения подобного оружия. Да и
на всех японских островах, включая Окинаву, подлинных мастеров кама-дзюцу совсем
немного, во всяком случае, гораздо меньше, чем знатоков прочих традиционных
техник.
Помимо перечисленных разновидностей "древнего искусства"
обращения со всевозможными предметами, как превращенными в оружие, так и бывшими
им изначально, существует преизрядное число других "дзюцу", в том числе вполне
экзотических. Японцы не были бы японцами, не доведи они каждое из таких
направлений до абсолютного совершенства, при котором решающее значение придается
даже самым незначительным нюансам и деталям движений, что и породило в итоге
феноменальную эффективность подобных систем. В качестве иллюстрации можно
назвать танто-дзюцу (работа с ножами), сюрикэн-дзюцу (искусство метания
предметов), явара-дзюцу (работа с короткой ладонной палочкой), тэкко-дзюцу
(работа с кастетами), ходзё-дзюцу (искусство связывания противника), и многое
другое. Причем в каждом конкретном случае мы имеем дело с развитой традицией,
школами, патриархами, и так далее, чего никогда не знал Запад.
http://yl.boom.ru/HTML/Stat/Horev/Chapter2.html