Сюрикэны использовали не только для нанесения урона живой
силе врага. Ниндзя прорезали ими стены, загородки и ширмы, поддевали гвозди,
просверливали дырочки для наблюдения, взламывали замки, использовали как
подножки при лазании по деревьям и стенам и т.д. и т.п.
В рамках каждой из крупных традиций нин-дзюцу – Ига-рю,
Кога-рю и Нэгоро-рю – сложились одноименные школы сюрикэн-дзюцу, но мы не
располагаем о них практически никакой конкретной информацией.
Способы ношения сюрикэнов
Считается, что ниндзя носили сякэны в кожанном мешочке на
правом боку, а также рассовывали по разным потайным кармашкам: за отворотом, за
спинной дощечкой брюк-хакама, в поясе. Бодзе-сюрикэны скрывали в нарукавниках,
ножных обмотках, в оплетке ножен и т.д. Ниндзя мог иметь с собой до двух
дестяков сякэнов и с десяток бодзе-сюрикэнов.
Изготовление сякэнов
Звездочки-сякэны изготавливали самых разных размеров.
Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дистанции метания
и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм.
Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 5 до 30 моммэ.
Легкие по весу сюрикэны можно метать с большой скоростью,
но точность при этом остается низкой, а раны получаются неглубокими. Зато их
можно носить в большом количестве. “Скорострельность” при метании тяжелых
“звездочек”, напротив, ниже. Но они лучше идут в цель, ими можно причинить очень
тяжелые раны.
Толщина “звездочек” также сильно варьировалась. Они могли
быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми – до 1 бу (3,03мм).
Обычно сякэны имели утолщение в центре, а их лучи плавно истончались к кончикам.
Это обеспечивало “звездочке” лучшую устойчивость в полете и соответственно
точность попадания.
Обычно сюрикэны выковывали из высококачественной стали и во
время доводки истончали в нужных местах напильником. Процесс изготовления
многолучевых сякэнов был довольно сложным и трудоемким. Как правило, их вырубали
зубилом из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.
Нава Юмио подробно описывает процесс изготовления
дзюдзи-сюрикэна (крестообразного сюрикэна) весом в 20 моммэ. Для этого брали
стальную болванку весом около 23 моммэ. Ее сильно накаляли и расплющивали в
круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части,
постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму
дзюдзи-сюрикэна с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам
лезвия. Затем удаляли с заготовки напильником лишний металл, доводя вес
звездочки до необходимых 20 моммэ, шлифуя форму, чтобы “звездочка” была без
неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.
Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала
делали крестообразный сюрикэн, а затем зубилом делили лезвия хорошо нагретой
болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было
равномерно с обеих стороны, иначе точность бросков была бы крайне низкой.
Особую сложность в изготовлении “звездочек” представляла
закалка лезвий. Всем “лучикам” нужно было придать одинаковую степень твердости,
так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным
применение “звездочки”. Конечно, для того, чтобы нагреть заготовку и бросить в
холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии
лезвия нередко ломались, и вся работа шла насмарку. Поэтому требовалось найти
какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, необходимо закалять только
самые кончики “лучиков” “звездочки”, чтобы она не утратила своей прочности и не
разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.
Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил
ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть
другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре
“звездочки” маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный
стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем
раскаленную “звездочку”, ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему
обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.
Отверстие в центре “звездочки” обычно не заделывали, так
как через него можно пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько
сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако из-за того, что сякэн с
дыркой издает в полете легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки
отверстие заделывали свинцом.
Окраска сюрикэнов
Всем известно, что ниндзя стремились к полной невидимости в
темноте. Поэтому они использовали темные маскировочные костюмы, выкрашивали
оружие и ножны в черный цвет. Точно так же свои сюрикэны “невидимки” окрашивали
в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет лунного света не
выдал его врагу.
Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием
протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности
железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное
покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от
ржавчины.
Яды, убивающие при попадании в кровь.
Именно такими ядами ниндзя смазывали свои “звезды смерти”
сюрикэны, наконечники стрел, стрелки фукибари. При попадании в кровь они
вызывали почти мгновенный паралич дыхательной системы и сердца, влекший за собой
смерть человека. Получали такой яд из сока растения торикабуто (японский борец).
Считается, что яд торикабуто изобрели древние жители японских островов айны
(эдзо), которые обрабатывали им наконечники своих стрел и с их помощью валили
медведей.
При отсутствии яда торикабуто жертву можно было отправить
на тот свет и с помощью сюрикэна, смазанного конским навозом. В конском навозе
содержится множество болезнетворных бактерий, вызывающих заболевание рожей
(рожистое воспаление), нередко влекущее смерть больного.
Интересно, что с этим ядом, что называется “на своей
шкуре”, смогли познакомиться американские солдаты во время вьетнамской войны:
вьетнамцы так же, как и ниндзя, окунали свои ножи и штыки в лошадиный навоз и
кровь.
http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/PROJECTS/JAPAN/mart-art/shuriken.htm