Из книги А.Горбылева «Когти невидимок»
В Японии ручное метательное оружие – копья, дротики,
топорики и т.д. – большого развития не получило. Исключение составляют, пожалуй,
лишь знаменитые метательные лезвия, которые по-японски называются “сюрикэн”.
В популярном сознании сюрикэны неразрывно связаны с образом
“воина ночи”. Поэтому их нередко называют “звездами ниндзя”. Однако в
действительности, метательным оружием такого рода широко пользовались все
японские воины, но именно для ниндзя оно стало как бы “визитной карточкой”.
Звезды и стрелки можно легко спрятать в одежде и использовать для тайного
убийства исподтишка, что предопределило их популярность в среде “невидимок”.
Зажав сюрикэны подходящей формы в обеих руках, ими можно колоть, рвать,
вспарывать как кастетами в рукопашном бою. Кроме того, сюрикэны использовались
как кресала для высекания огня, как вспомогательные средства при лазании по
деревьям и т.д.
Искусство метания сюрикэнов восходит к технике метания
различных ножей – от танто до короткого меча вакидзаси, а также специальных
метательных стрел утинэ. Считается, что предшественниками сюрикэнов были
различные предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой
сноровки можно было использовать для метания, вроде короткого дротика (кояри,
тэяри), заостренной пилки (ядзири), ручного острия для пришпоривания коня (ума-бари)
и т.д.
Виды сюрикэнов
Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом
все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные
“стрелки”, или бодзе-сюрикэн (“сюрикэн-палочка”), и метательные пластинки, или
сякэн (курума-кэн – “меч-колесо”).
Бодзе-сюрикэн, в свою очередь, разделются на
палочкообразные (хасидзе; “хаси” – палочки для еды), клинообразные (кусабигата),
веретенообразные (босуйгата), пластинчатые (хэйтегата), иглообразные (харигата),
гвоздеобразные (кугигата), ножеобразные (тантогата) и др. Всего специалисты
насчитывают до 50 видов бодзе-сюрикэн.
Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах
бу-дзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога
предпочитали им знаменитые “звездочки”, или сякэн. Видов сякэн известно также
немало: крестообразные (дзюдзи), шестиконечные (роппо), звездообразные
(хосигата), восьмиконечные (хаппо), свастикообразные (мандзи), трехлучевые
(санко), в виде железного кольца (тэккан), “текущей” свастики (нагарэ-мандзи),
отверстия от гвоздя (кугинуки), “ежика” (тэцумари) и т.д. Их тоже насчитывают
свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как
тэцумари-сюрикэн и мандзи(нагарэ-мандзи)-сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн делали из
двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. А мандзи-сюрикэн и
нагарэ-мандзи обрабатывали ядами и предназначали для нанесения царапающих ран.
Приемы метания сюрикэнов
В дошедших до наших дней рю, в программу обучения которых
включено сюрикэн-дзюцу – Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др., используются самые
различные способы метания сюрикэнов. Броски выполняют из разных позиций, по
разным траекториям.
В технике метания бодзе-сюрикэн различают бросок с
полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок без оборота (тёку-дахо). При броске
вращение вокруг поперечной оси стараются свести к минимуму. Хорошо
сбалансированный бодзе -сюрикэн летит почти по прямолинейной траектории. Проще
всего вонзить в цель сюрикэн, заточенный с обоих концов.
Сякэны же метали, как правило, сериями, очень быстро, один
за другим. Бросают их обязательно “с подкруткой”, что обеспечивается смещением
захвата к периферии снаряда и “щелчковым” движением кисти. Благодаря вращению,
полет пластины становится более устойчивым, а при горизонтальном броске пластина
своей плоскостью опираетс на воздух (эффект крыла), что значительно увеличивает
дальность и точность броска.
Однако Нава Юмио отмечает, что в старинных наставлениях по
нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний способов метания сюрикэнов. Вероятно, этот
факт можно истолковать двояко. С одной стороны, сюрикэн могли считаться
секретным оружием, и в таком случае ученик получал наставления об их
использовании только из уст своего наставника. Однако, учитывая широкое
распространение сюрикэнов среди японских воинов, это представляется
маловероятным. Скорее, способы метания лезвия попросту не были кодифицированы, и
каждый боец вырабатывал собственные способы бросков.
Ниндзя должен был научиться метать сюрикэны из любого
положения – стоя, сидя на коленях, лежа, на бегу, под любым углом, правой и
левой руками, по разным траекторим, с выхватыванием из разных мест – из-за
отворота куртки, из-за пояса, из нарукавников или обмоток и т.д. Например, в
Катори Синто-рю в разделе сюрикэн-дзюцу изучают 7 базовых способов метания
(омотэ-но сюрикэн), 8 способов средней сложности (“гоге-но сюрикэн” – “сюрикэны
5 первоэлементов”) и 9 секретных способов (гокуи-но сюрикэн).
Сюрикэны совсем не обязательно метали по одному. Известны
способы метания одновременно двух и трех сякэн. Благодаря одному такому броску
ниндзя мог разом оставить своего преследователя без обоих глаз, ранить обе ноги.
На какой же дистанции сюрикэн действительно опасен? Нава
Юмио указывает, что дальность эффективного огня из японского фитильного ружья –
около 55 метров, из лука – около 30 метров. Бодзе-сюрикэн можно прицельно метать
на дистанции в 7-8 метров, а сякэн – 12-16 метров. О скорости метания сюрикэнов
рассказывает следующая пословица, имевшая хождение среди последователей
бу-дзюцу: “икки гокэн” – “один вдох-выдох, пять ножей”, а согласно Наве Юмио,
пять сякэнов бросают за 10-20 секунд.
При этом дистанци боя с противником, вооруженым копьем,
алебардой или кусари-гамой, составляет около 5 с половиной метров. Дистанцию в
12-15 метров противник пробегал за каких-нибудь 2-3 секунды. Будучи вооруженным
копьем, он выходил на удобную для себя дистанцию и того быстрее. Следовательно,
у бойца вооруженного сякэном или бодзе-сюрикэном при лобовом столкновении
времени хватало лишь на один, максимум два броска в стремительно набегающую
цель. В такой ситуации вряд ли можно вести эффективный прицельный огонь. Скорее,
бросок сюрикэна преследовал цель напугать противника, задержать, отвлечь его
внимание. Затем надо было переходить к бою на стандартном оружии, каковым чаще
всего влялся меч. Поэтому во всех школах, включавших раздел сюрикэн-дзюцу,
изучались способы метания с последующими ударами мгновенно выхваченным мечом.
Мишенями при метании сюрикэнов были глаза, точка между
глаз, виски, дыхательное горло, область сердца, различные узвимые места на руках
и ногах (как правило те, где артерия проходит неглубоко) и другие. Так как
главные мишени находятся на лице, метание сюрикэнов отрабатывали на круглой
мишени диаметром около 24 см. Считается, что именно таково среднее расстоние от
точки между глаз до яремной ямки. Впрочем, сами ниндзя называли сюрикэн-дзюцу
“искусством, не превышающим третьей части” (самбука-но дзюцу), имея в виду, что
попадание в мишень хотя бы одного сюрикэна из трех уже является успехом. Поэтому
умение в мгновение ока осыпать область мишени градом сюрикэнов ставилось выше
умения попадать сто раз из ста. Кроме того, ставка делалась и на яд, покрывавший
лезвие.
http://www.fido.sakhalin.ru/wayofsword/PROJECTS/JAPAN/mart-art/shuriken.htm