Бо-дзюцу представляет собой искусство ведения боя с помощью
палок различной длины. Существует несколько более или менее канонизированных
размеров оружия, в зависимости от чего меняется и само название. Ориентировочно
такой перечень выглядит следующими образом:
Тамбо .............. зачастую суковатая палка длиной около
50 см.
Ханбо .............. "половинный Бо", от 90 до 110 см.
Дзё .................. несколько более тонкая палка, от 120
до 150 см.
Рокусяку Бо ... классический шест длиной 182 см. (6 сяку)
Хассяку Бо ..... длинный шест, до 240 см. (8 сяку)
Как мы видим, длина предмета не ограничена совершенно
строго, и зависит от личных вкусов владельца, его роста, телосложения,
принадлежности к тому или иному стилю, и так далее. Обозначение длинных шестов
является производным от японской меры длины сяку (30,3 см.) с указанием
количества этих единиц. Наиболее популярной является работа с ханбо, дзё и
рокусяку Бо. Соответственно, и техники для данных разновидностей оружия
проработаны полнее и глубже.
Обращение с ханбо внешне слегка напоминает кэндзюцу - в том
случае, когда палку держат двумя руками за один край, словно меч, нанося ею все
известные круговые и тычковые удары. Однако, уступая клинку в способности
рассекать препятствия, наша дубинка дает и немалые преимущества, позволяя
совершать массу скользящих движений руками по всей своей длине, что сильно
расширяет спектр приемов нападения и защиты. Например, это дает возможность
совершать непредсказуемые и коварные тычковые удары "с выносом", значительно и
неожиданно увеличивая рабочую дистанцию и поражая противника на расстоянии до
двух шагов, а также выполнять ряд перехватов, характерных для нунчаку-дзюцу,
атакуя в нестандартных ракурсах. Также можно удерживать ханбо точно за центр,
что породило массу оригинальных вариаций. Нелишне заметить, что сам Миямото
Мусаси в зрелые годы почти полностью отказался от стального меча, предпочитая
деревянный бокэн, который в целом аналогичен ханбо, если не принимать близко к
сердцу легкий прогиб и овальность сечения. Причем, он не раз одерживал этим
оружием блестящие победы над противниками, чьи руки ласкали великолепные мечи
работы знаменитых мастеров.
Техника дзё (джо) пользуется традиционной популярностью у
приверженцев айкидо и дзю-дзюцу, где приемы с этой палкой составляют отдельный
раздел айки-джо и является необходимой частью квалификационных требований. Вся
база дзё-дзюцу детально проработана как в варианте атак и защит, использующих
палку в качестве оружия, так и против неё.
В целом рисунок движений заметно отличается от практики
иных окинавских школ, и внешне повторяет манеру айкидо, имея явно круговой
характер и плавный стремительный ритм. Очень подробно разработаны броски с
помощью дзё, а также болевые замки и фиксации уже лежащего противника. Акценты
сдвинуты с внешней "физики" движений на глубинные внутренние моменты и требуют
постепенных вдумчивых тренировок, как, впрочем, и все, что относится к древнему
искусству дзю-дзюцу.
Рокусяку Бо - наиболее известное и популярное оружие,
почитаемое несметным числом школ самой разнообразной ориентации. В обязательном
порядке изучается почти во всех традиционных стилях окинавского каратэ,
именуется обыкновенно просто "бо", и представляет собою круглый или граненый
шест диаметром 3 сантиметра, изготовленный из дерева твердых тяжелых пород.
Технический арсенал приемов с шестом настолько обширен, что позволяет
сосуществовать целым направлениям и школам, весьма непохожим друг на друга.
Очень грубо и приблизительно можно попытаться выделить две разновидности техник
- окинавского и китайского типа, хотя первая и является вполне законнорожденной
дочерью второй. Те, кто видел фильмы о похождениях шаолиньских монахов, легко
поймут, о чем идет речь. Для китайской боевой традиции вообще характерна
склонность к сложным, многоплановым и хитроумным построениям, которые при всей
своей бесспорной эффективности чрезвычайно эстетичны. Работа с шестом здесь
строится на обилии круговых движений, часто с оборотами вокруг тела. Шест,
который нередко держат за один край, совершает стремительный полет по широким
спиралям, восьмеркам и эллипсам, то взлетает, то опускается, то выходит на
тычковый удар. Много подсечек. Порою оружие используется как опора для
совершения прыжка или высокого удара ногой.
Шест вообще являлся и является до сих пор фирменным оружием
монахов, а также адептов ушу стиля обезьяны, традиционно восходя в этом к
легендарному царю обезьян Сунь У-куну, Великому мудрецу, равному Небу, с его
знаменитым железным посохом толщиной с чашку.
Окинавская работа отличается, как и все остальное, большей
простотой, лаконизмом и жесткостью, если не сказать - жестокостью. Причины тому
были уже оговорены, и возвращаться к ним не стоит. В окинавских стилях
преобладают короткие тычковые и компактные, неразмашистые круговые удары и
защиты, несущие в себе, тем не менее, смертельную мощь. Значительно уступая
китайским техникам в эстетике, они безусловно надежны и действенны, что
проверено веками схваток с вооруженными противниками. Существует великое
множество разнообразнейших и весьма колоритных ката с шестом - наследие великих
мастеров прошлого, закодировавших и донесших таким образом до наших дней
традиционное искусство работы с этим прекрасным предметом, по праву названным
"матерью всего оружия".
Хассяку Бо и Кюсяку Бо - длинные шесты, соответственно, по
240 и 270 сантиметров. В наши дни они гораздо менее популярны, чем универсальный
двухметровый шест. Хотя эдакая оглобля и предоставляет своему владельцу
известные преимущества в бою на длинных дистанциях, вместе с тем она требует
обширного свободного пространства, и практически бесполезна в лесу, на улице
среди заборов, и в других подобных местах. Техника работы не отличается
какими-либо особенностями, разве что несколько чаще используются широкие
круговые движения, сметающие подсечки с хватом двумя руками за один конец, да
ещё очень длинные выносные удары по всем уровням. В отличие от стандартного
шеста, такие удары несут в себе гораздо большую силу из-за изрядного веса
предмета и оттого, что путь разгона его в руках длиннее, чем в случае с коротким
оружием.
В разных регионах и школах применялись и применяются
различные типы шестов. Так, если на Окинаве классическим считается именно
рокусяку Бо, тяжелый и жесткий, то для китайской традиции характерен более
длинный (свыше двух метров), эластичный и гибкий шест, совершающий в момент
фиксации удара изрядные упругие колебания, что даже используется в качестве
технического элемента. Вообще о всевозможных разновидностях палок и об искусстве
боя с ними можно говорить почти бесконечно, так как именно палка, какой бы длины
и толщины она не была, абсолютно бесспорно является древнейшим из всех прочих
видов оружия, ведя свою родословную от темных доисторических времен. И ничто
другое не представляет само по себе оружия в меньшей степени, нежели
обыкновенная палка, легко приобретающая в опытных руках почти абсолютную
эффективность.
http://yl.boom.ru/HTML/Stat/Horev/Chapter2.html