В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину
мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока
набалдашником-кодзири. Однако Hава Юмио считает, что таким способом ношения меча
ниндзя в действительности не пользовались вообще. Аргументы японского
специалиста таковы.
Во-первых, торчащие рукоять и кодзири болтаются из стороны
в сторону и беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно
ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и
кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть
лицо или того хуже пробить висок.
В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить
обратно в ножны. И в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении
просто невозможно выхватить из ножен.
Вообще традиция меча за спиной была известна японцам с
глубочайшей древности. Правда, носили его в таком случае не так, как это
показывают в фильмах про ниндзя, а совсем наоборот: рукоять над левым плечом, а
кодзири у правого бока. При таком положении меча правша может легко выхватить
даже довольно длинный меч и столь же легко вложить его обратно. По мнению Hавы,
именно этим традиционным для японских воинов способом и пользовались в случае
необходимости <воины-тени>, отнюдь не бывшие новаторами-рационализаторами в этом
вопросе.
Впрочем, это лишь гипотеза исследователя. И другие авторы
считают, что ниндзя все-таки носили меч на киношный манер в тех случаях, когда
надо было куда-то лезть либо ползти.
Как бы то ни было, чаще всего меч ниндзя носили также как и
обычные воины - за поясом на левом боку. Именно это положение давало максимум
удобств, так как меч постоянно был в буквальном смысле под рукой. Его можно было
мгновенно выхватить, вытащить вместе с ножнами или засунуть обратно. Такая
свобода маневра была очень кстати во время тайного проникновения во вражеский
дом. Двигаясь в кромешной тьме, ниндзя почти до конца выдвигал меч вместе с
ножнами из-за пояса и орудовал его рукоятью как щупом. Если было нужно сделать
кувырок, лазутчик одним движением левой руки сдвигал меч на середину живота,
если же было нужно присесть, он перемещал меч на спину. Пролезая в щель под
забором, <невидимка> вынимал его из-за пояса совсем, клал наземь, зажимал сагэо
в зубах, лез в дыру, а затем втягивал меч за собой при помощи шнура.
Окраска ниндзя-то
Одной из самых интересных загадок ниндзя-то является вопрос
окраски его клинка.
Один из японских исследователей мечей выдвинул любопытную
гипотезу о том, что ниндзя-то специально делались черными, чтобы отблеск лунного
света ночью не выдал местонахождения лазутчика. По его словам, с глубочайшей
древности были известны так называемые <черные мечи> (курогатана), считавшиеся
одними из лучших. Это название, по его мнению, объясняется тем, что клинки
курогатана целиком покрывались черным лаком.
Действительно, в настоящее время известны некоторые образцы
японского оружия, выкрашенные в черный цвет. Известно, например, что в ХХ веке
японцы специально чернили штыки, чтобы они не отсвечивали во время ночных атак.
Да и сюрикэны, которые использовали ниндзя, тоже были черными.
Однако гипотеза о <черных мечах> на поверку оказывается
совершенно беспочвенной.
Во-первых, название <курогатана> не встречается ни в каких
древних текстах. Во-вторых, ни один из знаменитых боевых мечей не имеет лакового
покрытия. Дело в том, что для шлифовки и заточки такого меча требуются
колоссальные усилия, так как для этого необходимо удалить весь лак. В
действительности, покрытые лаком мечи назывались о-каси-гатана, что буквально
означает <меч, даваемый взаймы>. В периоды мира князья-даймс заказывали дешевые
мечи десятками про запас на случай войны, чтобы при необходимости ими можно было
вооружить воинов. Так как эти мечи подлежали долгому хранению в арсеналах без
употребления, их во избежание ржавения покрывали лаком (хорошие же мечи самураи
хранили в бочках с маслом). Мечи о-каси-гатана обычно имели длину от 60 до 70 см
и были слишком длинными для ниндзя.
В.H. Попенко в своей работе <Древнее оружие Востока>
приводит десятки способов окраски мечей в разные цвета радужного спектра, якобы
соответствующих традициям разных школ нин-дзюцу. Он пишет: <Каждая школа (а к
XVII веку их стало более 70-ти), чтобы подчеркнуть свое отличие и
индивидуальность, использовала, помимо традиционных, также и клинки <своего>
цвета: Рецепты окраски каждая школа хранила в тайне, однако секреты многих
цветов были разгаданы>. Согласно утверждениям Попенко, мечи Тогакурэ-рю были
голубыми, Синсю-рю - сине-черными, Хатуро-рю (вероятно, имеется ввиду Хагуро-рю
- прим. автора) - темно-вишневыми, рсицунэ-рю - бронзово-коричневыми и т.д. и
т.п.
Познакомившись с этими <разгаданными> рецептами, автор
испытал настоящее чувство зависти: какой счастливый человек, этот Виктор
Hиколаевич Попенко! У него, видать, в кланах ниндзя обширные связи! Даже в
японских музеях нин-дзюцу ни одного крашенного меча нет, а он уже где-то рецепты
окраски клинков сразу по одиннадцати школам раздобыл!
Увы! Крашенных <по-попенковски> мечей в Японии пока не
нашли. И как ни поражают воображение отдельных недалеких товарищей голубые мечи
школы Тогакурэ-рю, все это чистейшей воды выдумка <ниндзеведа>, начитавшегося
работ по современной металлургии и решившегося запродать секрет своим не очень
умным читателям. Чего стоит только одна фраза в описании технологии хромирования
(его, согласно Попенко, использовали <все школы>): <В современных условиях
применяются различные способы хромирования (металлизации): электролитический,
химический, газоплазменный (напыление), плакированием, осаждением химических
соединений из газовой фазы, электрофорезом, вакуумным взрывом, лазерный,
плазменный, погружением в расплав и другие>. Да, далеко шагнула мысль
средневековых лазутчиков: Hет! Hе были мечи ниндзя ни черными, ни
серо-буро-малиновыми. И по внешнему виду клинки их ничем не отличались от
обычных.
В. Момот в своей работе <Традиционное оружие ниндзя> (т. 1,
с. 176) пишет, что ниндзя за редким исключением никогда не полировали своих
мечей, чтобы не <отсвечивать>. Однако и эта идея выглядит весьма сомнительной,
так как, в действительности, полируют мечи совсем не для красоты, а для того,
чтобы защитить их от ржавчины.
http://egor.gde.to/library/ninjato.php