В Китае среди людей, практикующих боевые искусства
существует поговорка: "Палка - мать всего оружия". Дело в том, что палка,
обладая свойствами, присущими большинству других видов оружия, часто ведёт себя
подобно им - рубит, как меч, колет, как копьё, наносит удары, как дубинка, и
тычки, как кинжал, короткий конец палки, зажатый в кулаке, бьёт, подобно кастету
и т.д. Техника палки включает в себя разнообразные приёмы, которые выполняются и
с многими другими видами оружия, поэтому человек, хорошо владеющий палками
разной длины, с лёгкостью может использовать множество видов оружия - от меча и
алебарды до ножа и кастета. Именно поэтому во многих школах ушу изучение оружия
начинается с палки.
Перефразируя поговорку, можно с уверенностью сказать, что
нунчаку если не мать, то по меньшей мере тётушка всего оружия. Нунчаку сочетают
в себе короткое и длинное, жёсткое и гибкое. Техника нунчаку весьма разнообразна
и включает в себя множество приёмов, которые могут быть выполнены с различными
видами оружия. Для человека, владеющего всем арсеналом приёмов с нунчаку, не
составит труда воспользоваться практически любым видом короткого оружия или
оружия средней длины, будь то нож, палка или кастет, цепь, камень, бейсбольная
бита или винтовка со штыком. Более того, он сможет воспользоваться этим оружием,
даже если он никогда прежде не тренировался с ним. Наверняка, после предыдущей
фразы многие читатели подумают: "Что за сказки рассказывает автор?! Как это
может быть, чтобы человек научился владеть оружием, ни разу не взяв его в руки?"
Дело в том, что когда Вы изучаете технику нунчаку, Вы изучаете не только
отдельные приёмы, но и общие принципы владения коротким оружием и оружием
средней длины, использование свойств этого оружия, динамику движения тела. И
если Вы овладеете этими принципами (а без этого невозможно овладение техникой
нунчаку как целостной системой, а не набором случайных "приёмчиков"), Вы сможете
легко и естественно применить эти принципы к любому предмету, обладающему
сходными свойствами, будь то привычное Вам оружие или какой-то случайно
подвернувшийся под руку предмет, например, шариковая ручка. Конечно, взяв в руки
палку, Вы сможете воспользоваться ей хуже, чем человек практикующий Эскрима
(филиппинская школа боя на палках), и в эффективности применения ножа Вы будете
уступать эксперту Танто-Дзюцу (японская школа владения ножом), количество
используемых Вами приёмов будет значительно ниже, но Вы будете способны
эффективно применить это оружие. А разнообразие техники нунчаку позволит Вам
воспользоваться самыми различными видами оружия.
В следующих главах мы подробно поговорим о технике нунчаку,
а пока что взгляните на краткий обзор возможностей нунчаку. Как Вы увидите, они
во многом сходны с возможностями других видов оружия. Технику нунчаку можно
разделить на три основные группы:
1) Техника сложенных нунчаку
Эти приёмы включают в себя тычки, секущие удары, удары
основанием кулака, блоки, подставки, болевые приёмы, удушения и т.д. Все эти
действия могут быть выполнены с короткой дубинкой, средней длины палкой, ножом и
т.п., некоторые из них могут выполняться и с камнем, кастетом, ключом и т.п.
(рис. 1). Есть также ряд приёмов, при которых рукояти раздвигаются так, что
соединение натягивается (рис. 2) и именно им и выполняется техника. Эти приёмы
могут быть применены, когда у Вас в руках какой-то предмет с широким торцом -
сапёрная лопатка, книга, доска или топор. Техника сложенных нунчаку применяется
главным образом при ведении боя в ограниченном пространстве (лестничная клетка,
коридор и т.п.), при ведении боя с противником, вооружённым тяжёлым оружием
(сложенные нунчаку позволяют блокировать сильные удары, например, удар
бейсбольной битой), а также против безоружного противника или противника с
коротким оружием типа ножа, когда требуется остановить атаку противника, не
слишком покалечив его, используя щадящую технику. Такое умение необходимо для
полицейских, телохранителей, частных охранников и т.п., но будет полезно любому
человеку, желающему научиться защитить себя, не калеча противника (тем более,
что статью о превышении пределов необходимой самообороны пока ещё никто не
отменил).
2) Техника хлыста
Именно эта, наиболее зрелищная техника принесла нунчаку
всемирную известность. Техника хлыста включает в себя всевозможные секущие
удары, вращения по кругам и восьмёркам, перехваты из руки в руку и т.д.
Большинство этих приёмов могут быть выполнены также практически с любым видом
гибкого оружия (цепь, кистень, верёвка с грузом, армейский ремень и т.п.), с
палками и дубинками разной длины, с лезвийным оружием (нож, короткий меч и т.п.)
и т.д. Эти приёмы с нунчаку являются самыми сокрушительными, позволяют легко
ломать кости, и используются, чтобы покалечить противника. Т.к. при выполнении
этих приёмов нунчаку разворачиваются "в полный рост", они значительно
увеличивают дистанцию, на которой боец способен поразить противника, и поэтому
обеспечивают преимущество перед безоружными противниками или противниками с
коротким оружием. Однако по той же причине эти приёмы требуют открытого
пространства, где есть место, чтобы размахнуться, и малоприменимы в условиях
ближнего боя или в ограниченном пространстве типа коридора. Кроме того, техника
хлыста обычно не очень эффективна для выполнения блоков, особенно против
длинного или тяжёлого оружия (например, шеста или бейсбольной биты), поэтому
обычно она применяются в комбинации с техникой сложенных нунчаку или нунчаку в
двух руках, например, ставится блок сложенными нунчаку, и затем наносится
ответный удар хлыста.
3) Техника нунчаку в двух руках
Техника нунчаку в двух руках весьма разнообразна и включает
в себя всевозможные удары, тычки, блоки, подставки, захваты, зажимы, броски,
болевые приёмы, удушения и т.д. При этом нунчаку действуют то как одна палка,
раскрываясь во всю длину, то как две короткие дубинки, движущиеся почти
независимо друг от друга, то как гибкое оружие, натягиваясь или обвивая руку
противника. Многие из этих приёмов, соответственно, могут быть выполнены с
шестом, палкой или винтовкой со штыком и т.п. (рис. 3), с парным коротким
оружием или оружием средней длины - дубинками, ножами и т.п., или же с гибким
оружием - цепью, верёвкой, поясом и т.п. Как и техника сложенных нунчаку,
техника нунчаку в двух руках применяется главным образом тогда, когда бой идёт в
ограниченном пространстве или на ближней дистанции; в ситуации, когда есть
необходимость контролировать противника, не травмируя его и используя только
щадящие приёмы, а также при защите от вооружённого противника - техника нунчаку
в двух руках позволяет блокировать удары противника (в т.ч. и вооружённого)
значительно эффективнее, чем прочие виды приёмов с нунчаку.
Существует также ряд приёмов, не входящих ни в одну из
перечисленных групп. К ним относится, например, ряд довольно экзотических
приёмов, когда одна рукоять удерживается двумя руками (и удары наносятся на
манер рубки японским мечом), либо нунчаку удерживаются за соединение или одной
рукой за соединение, а другой за рукоять, техника метания нунчаку и т.д. Многие
из этих приёмов нередко также имеют аналоги, выполняемые с другим оружием.
В следующих главах, более подробно описывающих технику
нунчаку, иногда будут даны примеры применения изучаемых приёмов с другими видами
оружия. Однако Вам стоит при изучении любого приёма нунчаку попытаться придумать
и испробовать хотя бы несколько способов применения этой техники с каким-то
другим оружием или бытовым предметом, причём эти предметы должны меняться от
случая к случаю. Такая практика будет способствовать развитию Ваших творческих
способностей, научит Вас распознавать свойства различных предметов, а также
может сослужить Вам добрую службу, если Вам когда-нибудь придётся в реальной
ситуации защищать себя с помощью каких-то подручных средств. И даже если Вам
(дай Бог) никогда не придётся применять на практике изученные приёмы владения
оружием, Ваши тренировки не станут для Вас бесполезной тратой времени - развитие
творческих способностей, нестандартного мышления и умение приспособиться к
ситуации, вырабатываемое такого рода практикой, помогут Вам в различных
жизненных ситуациях в полном соответствии с поговоркой: "Мастер боя - мастер
жизни".
http://www.nunchaku-do.com/chap04_r.htm