Безусловно, оба метода имеют свои положительные стороны. И
хотя мне намного ближе филиппинское направление, методы кобудо сбрасывать со
счетов нельзя.
От своих учеников я помимо всего прочего требую, чтобы
любое движение было сильным и приносило максимальный эффект. Так, те же
инерционные раскруты они должны доводить до степени невидимости палок - тем, кто
хочет убедиться в возможности этого, отсылаю к своему фильму "Нунчаку - сила
кругов". При съёмках этого фильма мне приходилось крутить нунчаку несколько
медленней, так как даже профессиональная видеокамера не могла схватить движение.
Но всё-таки в некоторых моментах фазы невидимости запечатлены.
Статья любезно предоставлена Александром Фурунжиевым,
редактором журнала "Боевые искусства и цигун" (подписной номер 29057 в
объединенном каталоге "Пресса России"). По словам Александра, его журнал
предоставляет информацию о боевом искусстве как о цельном социально-культурном и
историческом явлении во всех его аспектах: боевом, оздоровительном,
медитативно-энергетическом, нравственном, эстетическом и многих других
составляющих мира воина.
Позволю себе несколько комментариев к статье:
1. "Всем известно, что "нунчаку" слово японское, а значит и
оружие японское" - Слово это не японское, а окинавское. Японцы же считают слово
"нунчаку" иностранным и пишут его катаканой - слоговым алфавитом, который
используется для записи слов, заимствованных из других языков. Более подробную
информацию Вы можете найти на странице "История нунчаку". [назад]
2. "Шоудаосский вариант... короткие (приблизительно 2
кулака) палки с длиной верёвки равной 2-м предплечьям" - А есть ли основания
считать этот предмет (верёвку длиной 70-80 см с рукоятями длиной 16-20 см)
именно нунчаку, а не, скажем, кистенём или боевой цепью? На мой взгляд, по своим
возможностям и по используемой технике это оружие будет куда ближе к сурутину,
кистеню или кузари-фундо, чем к нунчаку. [назад]
3. "Филиппинская техника табак тойок намного легче и
подвижней... хотя и стратегических ударов, аналогичных окинавским,
предостаточно" - Позволю себе усомниться в обилии "стратегических" ударов в
технике филиппинских нунчаку. Табак-тойок, когда берёшь его в руки, ощущается
скорее как игрушка, нежели как оружие - он весит около 200-250 грамм. Для
сравнения, безопасные нунчаку, которыми в полную силу лупят друг друга
спортсмены на соревнованиях по нунчаку-до, весят 140-180 грамм. Нанести с
помощью табак-тойок серьёзную травму возможно, но малореально - его удар можно
без особого риска принять на корпус или даже на руку. Поэтому ставка в
филиппинской технике нунчаку делается скорее на множество мелких травм, сумма
которых заставит противника прекратить бой, нежели на один "вырубающий" удар.
[назад]
4. "Именно в филиппинском... варианте создаётся
непробиваемое поле" - Непробиваемое для чего? Едва ли вращающиеся
двухсотграммовые палочки остановят удар шеста или дубинки. Собственно, учитывая
сказанное в предыдущем комментарии, даже человека с голыми руками это "поле"
едва ли остановит, если он умеет терпеть боль. Мой собственный опыт
подсказывает, что эта техника применяется с лёгкими нунчаку главным образом в
атаке, чтобы осыпать противника непрерывным градом ударов. В защите же она
скорее зрелищна, чем эффективна - весь расчёт делается на то, что противник либо
побоится сунуться под вращающиеся со свистом палки, либо прекратит атаку после
первого же полученного им удара. Но с человеком решительным это не сработает -
он пойдёт вперёд и легко сомнёт "непробиваемую" защиту. [назад]
5. "В окинавских школах... наносят удары по шесту.., в
Арнис - по автомобильным покрышкам.., в Шоу Дао по деревьям... После 2-3 тысяч
ударов палки проходят сквозь цель как сквозь масло" - Сперва я немного
испугался, представляя себе, как удар нунчаку разваливает пополам дубовый шест,
прорезает автомобильную покрышку или срубает дерево, проходя сквозь него, как
нож сквозь масло. На самом деле автор, вероятно, хотел сказать, что при
нанесении правильного, грамотно наработанного удара, нунчаку после столкновения
с мишенью не отлетают бесконтрольно назад, а продолжают движение по
первоначальной траектории, как будто они прошли сквозь мишень. [назад]
6. "Кобудо - это как бы автономно существующее в рамках
других стилей направление... не достигнув высокого уровня в каратэ, изучение боя
традиционным оружием не начинают" - Полагаю, мастера окинавского кобудо
(например, Синпо Матаёси или Хироси Акаминэ) очень удивились бы, услышав, что их
кобудо - всего лишь направление в рамках каратэ. Они-то, бедные, всю жизнь
преподавали его как совершенно самостоятельное боевое искусство
http://www.nunchaku-do.com/artc09_r.htm