Разница между "не-оружием" и "оружием" лежит лишь в нашем
сознании. Порой достаточно лишь изменить имя, чтобы превратить один предмет в
другой. В той же самой вещи мы можем заметить её пригодность для того, чтобы
колоть орехи и назвать её "орехоколом" или "колотушкой", но тот же самый предмет
мы можем использовать для разбивания голов, и тогда речь идёт о "булаве". Наша
проблема в том, что дав однажды вещи имя, мы тем самым определяем для себя её
применение. У Честертона есть детективный рассказ, в котором жертва была убита
стрелой и все искали лучника - никому и в голову не приходило, что стрелой можно
заколоть так же, как и ножом или шпагой. Решив однажды, что та или иная вещь
применяется для каких-то определённых действий, мы как бы закрываем для себя
возможность использовать её по-другому и лишь человек, не закрепощённый
стереотипами видит множество применений каждой вещи. Как мудр был по даосским
понятиям маленький нищий, коловший орехи большой государственной печатью!
"Совершенный человек превращается в толкущего рис, когда он
толчёт рис." Ни одна вещь не является "оружием" или "не-оружием" сама по себе.
Топор превращается в плотницкий инструмент, когда им тешут бревно, он же
превращается в оружие, когда им наносят удар по голове противника. Любая вещь
может выступать во многих ролях, в том числе и в роли оружия, но чтобы ясно
понять это, надо освободиться от сковывающих нас стереотипов. Не существует
"оружия" или "не-оружия", есть только предметы, а то, как мы будем их применять
зависит только от нас. Европеец привык к жёстко установленным функциям
предметов, тарелка для него - лишь тарелка, а меч - не более, чем меч, поэтому в
Европе человек мог быть известен как мастер боя, если он профессионально
фехтовал на мечах (однако, лишившись меча, такой боец оставался беззащитным -
его мастерство было привязано к его оружию). На Востоке же, особенно в Китае,
отношение к вещам всегда было другим и истинным мастером считается не тот, кто
пусть даже в совершенстве владеет мечём или копьём, но тот, кто в случае
необходимости может использовать любую вещь сообразно с её свойствами для
достижения своих текущих целей. Его мастерство заключено в нём самом и не
зависит от каких-то конкретных предметов. Такой человек может использовать
тарелку вместо метательного ножа, а меч - вместо лестницы: он использует
предметы в соответствии с их свойствами, подходящими ему в этот момент, а не
"согласно с их предназначением". Он может владеть алебардой, кистенём или
кинжалом, но если обстоятельства вынуждают его вступить в бой, не имея под рукой
привычного орудия, он может вооружиться лопатой, поясом или осколком стекла,
сорванной с дерева веткой или снятым с ноги башмаком - и такое "оружие" будет в
его руках не менее эффективным. Более того, такой человек обычно не только
мастер боя, он мастер жизни. Любая вещь в его руках послушно раскрывает свои
свойства, нужные ему в данный момент: он работает - и вещь становится
инструментом, он сражается - и вещь превращается в оружие, он отдыхает - и вещь
служит предметом обстановки. Это особенно хорошо заметно у играющих детей -
ребёнок ведь не скован глупыми правилами взрослых. Посмотрите на ребёнка,
играющего с палкой: вот он скачет верхом, а палка - это его верный конь, вот она
превращается в меч-кладенец, в дерево, под которым он прячется от дождя, в мачту
корабля, в ружьё, в подзорную трубу... Это выглядит смешно, но в этом и есть
путь Дао - находиться в гармонии с вещами и тем самым использовать их
оптимальным образом в каждый момент, извлекать из них наибольшую пользу.
Человек, постигший Дао вещей, будет гармонично приспосабливаться к каждой вещи,
как вода приспосабливается к форме сосуда, и вещи будут для него тем, что ему
нужно в данный момент. Вещи для него не имеют предназначения - только их
свойства, в соответствии с которыми он будет использовать эти предметы в той или
иной ситуации. Это ли не лучший путь - быть в гармонии с вещами?
Оружия не существует. "Оружие" - всего лишь ярлык, который
мы навешиваем на предмет, когда хотим использовать его для боя, проекция наших
собственных агрессивных намерений на предмет. Назвав какую-то вещь "оружием", мы
сами загоняем себя в тупик - во-первых, решив, что эта вещь "предназначена для
боя", мы одновременно ограничиваем себя, лишив себя возможности использовать эту
вещь свободно, по своему усмотрению, так как устанавливаем ей предназначение, и,
во-вторых, мы подвергаем себя агрессивному воздействию стереотипа "оружие":
являясь владельцем предмета, "предназначенного для боя", мы автоматически
начинаем готовиться к бою - на ментальном, а порой и на физическом уровне.
А что, если нам отказаться от оружия? Нет, это не призыв
сражаться голыми руками. "Вы не обезьяна - используйте орудия!" Одно из главных
отличий человека от прочих живых существ в том, что он может в различных
ситуациях обеспечить себе преимущество за счёт сознательного использования тех
или иных предметов. Если у Вас есть преимущество, было бы глупо добровольно
лишиться его, а уж тем более в бою, когда ставкой зачастую служит жизнь,
наоборот, преимущество следует усилить. Отказ от оружия не подразумевает отказ
от самого предмета, называемого "оружием". Отбросить следует лишь то отношение к
предмету, которое заставляет нас называть его "оружием". Не думать о предмете,
как об орудии убийства, как о волшебной палочке, которая сделает нас сильнее и
поможет одержать верх над противником, как о вещи, предназначенной для боя.
Предметы, с которыми мы тренируемся, могут стать для нас инструментом
самосовершенствования, самовыражения, поиска гармонии. Упражнения с предметом
позволяют лучше узнать этот предмет, познакомится с его свойствами (зачастую
довольно неожиданными), его характером, помогают войти в гармонию с предметом
так, что он станет как бы Вашей частью, одним целым с Вами. Это одна из причин,
по которым в большинстве китайских школ и в некоторых японских (например, в
ниндзюцу) кроме отработки традиционных форм поощряется также вольная работа с
предметами - ученик находит свою гармонию с предметом и открывает для себя всё
больше и больше свойств того же предмета, порой новых даже для учителя (так, на
одном из семинаров по ниндзюцу учениками было предложено использовать вспышку
фотоаппарата для того, чтобы ослепить противника - для учителя, проводившего
семинар, это явилось неожиданностью, так как он привык рассматривать фотоаппарат
как своего рода кистень, и использовать его соответственно). Вольная работа с
предметами позволяет выйти за рамки традиционного мышления. В большинстве же
японских школ главный акцент делается на наработку традиционных форм, вольные
упражнения не приветствуются, а то и просто запрещены - и в результате у ученика
формируется стереотип: "это единственный правильный способ применения этого
предмета, не стоит даже пытаться использовать его по-другому". Тренировки с
предметами являются также средством ментального развития, так как, требуя от
ученика предельного сосредоточения, они превращаются в своего рода медитацию в
движении с предметом в качестве объекта медитации. Если же в реальной ситуации
мы вынуждены принять бой, предмет, которым мы воспользуемся - будь то зонтик или
нож, дубинка или сумка - станет эффективным инструментом, облегчающим нам
решение текущей задачи, послужит средством восстановления равновесия и гармонии.
Отказ от оружия может стать для нас новой ступенью в
изучении боевых искусств. Грубые орудия убийства исчезнут для нас и останутся
только предметы с их многочисленными свойствами. Исчезнет "оружие,
предназначенное для боя" и останутся лишь вещи, способные сообразно своим
свойствам играть сотни ролей в сотнях ситуаций - ограничением служит лишь
ограниченность нашей фантазии, чем богаче фантазия, тем больше способов
применения каждой вещи мы сможем увидеть. Упадут ограничивающие и закрепощающие
нас стены стереотипов и перед нами откроются новые возможности. Звучит как
парадокс, но отказ от оружия ведет к прогрессу в тренировках с предметами.
Отказавшись от стереотипа "оружие" мы сможем увидеть вещи такими, какие они
есть, а не такими, какими их принято видеть и откроем для себя множество новых,
лучших, более полных путей их использования. И тогда отказ от оружия станет для
нас ещё одним шагом на пути к совершенству.
http://www.nunchaku-do.com/artc04_r.htm