По технике выполнения и по
дистанционным признакам можно выделить 3 главные группы ударов:
1) базовая техника ударов двумя руками;
2) производная техника ударов двумя руками;
3) техника ударов одной рукой.
Общим основанием, объединяющим данные группы ударов, является систематизация
направлений атаки: сверху, сбоку (снаружи и изнутри), снизу и прямо.
В настоящей серии статей мы сосредоточим внимание на базовой технике,
которая является ключом ко всему арсеналу приемов.
Хват двумя руками, разделяющий бо на три примерно равные части, позволяет
наносить резкие, очень сильные и, главное, полностью контролируемые удары. Это
самая специфичная для длинного бо техника, обуславливающая оптимальную для боя с
данным предметом дистанцию. Рабочий конец палки удлиняет ближайшую к противнику
руку на 1/3 всей длины предмета, и этот фактор является в базовой технике
постоянным, так как места захвата бо руками не меняются.
По способу выполнения можно разграничить 4 разновидности ударов:
1) длинные секущие удары, выполняемые с замахом и вращением палки;
2) короткие жесткие удары, выполняемые без предварительного замаха;
3) тычки (концом);
4) толчок (серединой).
В длинных секущих ударах можно выделить 3 фазы:
а) замах — подъем палки вверх с поворотом одного (прицельного) конца к
противнику; обе руки захватывают палку сверху с одной стороны;
б) вращение палки — разгон для удара противоположным концом (толчок ладонью
направляющей руки);
в) завершение удара — с контролем предмета под мышкой, где руки захватывают
палку снизу с разных сторон, кулак реверсивной руки под грудью, а реверсивный
конец за спиной.
Такие удары наносятся сверху
и сбоку на верхнем уровне.
В коротких жестких ударах важными элементами техники являются:
а) удобное исходное положение — обычно это исходное положение готовности в
боевой стойке (характерной для Кёкусинкай), где одна рука расположена выше и
захватывает палку снизу, а другая расположена ниже и захватывает палку с
обратной стороны сверху. Поскольку палка в наклонной плоскости, то можно
различить верхний и нижний концы предмета;
б) резкий короткий толчок ближайшего к цели конца — направляющая рука остается
сжатой в кулаке, другая выполняет синхронно реверсивное движение;
в) жесткая фиксация предмета обеими руками в момент завершения удара (исходный
хват сохраняется).
В целом техника выполнения таких ударов напоминает движения косаря, но,
естественно, в боевой модификации. Если представить, что в исходной левой боевой
стойке вместо бо в руках находится коса, то удары справа (нижним концом) будут
наноситься как бы лезвием косы, а удары слева (верхним концом) — как бы
рукояткой косы.
Удары нижним концом бо наносятся сбоку и снизу на всех уровнях.
В момент удара реверсивный конец палки находится над противоположным плечом.
Удары верхним концом бо наносятся сбоку.
В момент удара реверсивный конец палки отведен в противоположную сторону.
Если в исходном положении бо держать обеими руками сверху (с одной стороны), то
можно наносить удары сбоку на любом уровне любым концом аналогично
указанному варианту удара верхним концом при основном способе захвата предмета.
Тычки прямо наносятся ближайшим к цели концом бо и выполняются разными
способами, но базовое значение имеют тычки с контролем палки под мышкой в момент
удара. Они наиболее сильные и выполняются из положения палки внизу концом
вперед с раскачкой ее (в опущенных руках) назад для замаха. Обе руки все время
держат бо снизу (с разных сторон), направляя атаку вперед в сторону больших
пальцев. Такие тычки наносятся снизу (от бедер) вперед на разных уровнях,
например на среднем.
При входе в ближний бой
используется толчок прямо серединой палки, которая держится горизонтально (хват
обеими руками сверху или одной сверху, а другой снизу). Если противник защищает
лицо и корпус, то толчок серединой бо должен просто отбросить его на дистанцию,
позволяющую атаковать концами предмета.
После освоения одиночных ударов, выполняемых с бо, переходят к поэтапному
изучению базовой комбинационной атакующей техники. Вначале в работу
включаются простейшие комбинации из разных длинных секущих ударов, чтобы
закрепить в динамичном чередовании ударов на разных уровнях базовые навыки
вращения предметом. Далее задачи усложняются за счет сочетания ударов разного
типа.
А.Танюшкин, В.Фомин (журнал "Военные знания")
http://atemi.org.ru/?grup=110&doc=623