Тонфа (или туй-фа или тонгва) была поначалу
сельскохозяйственным инструментом, превращённым ушлыми окинавскими аграриями в
оружие против японских оккупантов клана Сацума. Импровизированное оружие
обладало внушительной мощью в руках опытного крестьянина. Тонфа - это всего лишь
черенок из твёрдого дерева, длиной около 50 см, который вставлялся в
вертикальную часть каменного жернова, предназначенного для размола зёрен
кукурузы и других зерновых культур. На расстоянии в три четверти длины палки
вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка, позволявшая приводить в
движение весь механизм. В случае необходимости, она могла быть быстро извлечена
из камня, и послужить какой-то другой цели или просто бесполезно валяться на
земле. Даже при большом желании не возможно было обвинить всех владельцев тонф в
том, что они прячут оружие. И даже, если кто-то попытался конфисковать все тонфы,
это привело бы лишь к тому, что жители островов, а за ними и сами оккупанты
лишились бы всех средств пропитания! И так каждый раз элемент случайности был на
стороне окинавцев.
Невозможно точно определить, в какой именно момент у тонфы
произошло это "изменение области применения". Многие народы использовали и
используют тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды
какой-то мирный крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается за
рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на солдата или бандита.
Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Что совершенно очевидно,
так это то, что первые следы такого вот неординарного применения
сельскохозяйственного инструмента теряются где-то на острове Окинава, где имело
место систематическое применение мирного черенка в военных целях. Именно там и
была создана методика боевого применения тонфы, исходя из приобретённого
человеческого опыта, и родилась эта методика в сотнях маленьких деревень и
посёлков, (к этому обязывала война). И пусть никого не удивляет различие в
названии приёмов, они-то все одинаковы, а разница в названиях объясняется
географической изолированностью деревень и маленьких островков архипелага Рю-Кю,
центром которого была Окинава.
Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого
рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся
неизменным вне зависимости от того, какие модели можно встретить в различных
Доджо (круглого сечения, трапециевидного, квадратного, из различных пород
дерева). Их объединяет одно: из какого бы дерева не была сделана тонфа, какого
бы сечения она не была, в какой бы цвет не была окрашена, главное - это
балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет,
сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость,
необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли тонфа для практического
применения или это просто предмет интерьера.
Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко
удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей
концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Те советы, которые можно дать при использовании сай и
нунчаку, применимы и в овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том
движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое
продолжение руки.
http://atemi.org.ru/?grup=106&doc=276