Тонфа
представляет собой слегка видоизмененный рычаг от ручной мельницы, с помощью
которой рис размалывали в муку. Ни раньше, ни сейчас не существовало какого-то
одного, официально принятого вида тонфы. Пожалуй, чаще других в классической
технике используется вариант с прямоугольным сечением. В отличие от описанных
выше видов оружия, имеющих фиксированные размеры, этот подбирается индивидуально
по руке человека.
В соответствии с приведенной выше классификацией, тонфа
относится к крестьянскому оружию, парному, ударно-раздробляющего действия.
Оригинальная конструкция, необычная техника применения и высокая эффективность в
ближнем бою снискали этому оружию широкую славу не только в Японии, но и за
рубежом. Не случайно один из видов тонфы официально принят на вооружение полиции
США и других стран. Правда, в некоторых регионах, например у нас в стране, тонфа
изготавливается из сырой резины и теряет качества, необходимые для работы с ней.
Хотя тонфа и классифицируется как оружие парное, но она
может использоваться и в одиночном варианте. В любом случае техника применения
основывается на блокировке ударов и нанесении ответных с использованием вращения
предмета вокруг рукоятки. Это позволяет во много раз увеличить силу воздействия,
хотя и создает определенные сложности при разучивании и закреплении навыка. Вне
зависимости оттого, каким концом, коротким или длинным, выполняется удар,
требуется соблюдение соосности расположения тонфы и предплечья. В противном
случае она просто провернется в руке.
Для тонфа-дзюцу характерны два прямо противоположенных
действия. С одной стороны, необходимо, чтобы тонфа легко вращалась в руке для
увеличения силы удара (или блока), с другой стороны - требуется ее жесткая
фиксация. Как тут не вспомнить о навыке расслабления и закрепощения, который
вырабатывается практикой бо-дзюцу. Именно он-то как раз и необходим в данном
случае!
Любое оружие - это своего рода палка о двух концах. С его
помощью можно защитить себя от нападения, а можно получить травму. Причем
зачастую довольно серьезную. Конечно, оружие оружию рознь. Одно более опасно для
того, кто его использует, другое - менее. В этом плане тонфа относится к
категории опасных предметов.
Практика показывает, что чаще всего при использовании тонфы
новичками страдают их локтевые суставы. Происходит это по двум причинам. Первая,
это неправильный индивидуальный подбор предмета. Но если неверная длина самой
тонфы не играет большой роли, то неправильно подобранная высота рукоятки может
сыграть роковую роль.
Слишком высокая рукоятка затрудняет удержание предмета в
плоскости, параллельной предплечью, во время вращения и фиксации при ударе или
блоке. Слишком низкая рукоятка не позволит манипулировать предметом с
достаточной скоростью. И в том и в другом случае тонфа будет задевать за локоть.
Этот вид оружия относится также к разряду оборонительного.
Подобная особенность изначально была заложена в самой природе возникновения
техники тонфа-дзюцу.
Естественно, что среди крестьян тоже находились такие, кто
промысел на большой дороге предпочитал тяжелому труду, по колено в воде, под
палящим солнцем на рисовых полях. В семье, как говорится, не без урода. В
основном же это были мирные люди, не хотевшие никому зла и не желающие, чтобы
кто-либо трогал их. Но их трогали, и они защищались всеми доступными им
средствами. Поэтому, даже сегодня в технике работы с тонфой четко прослеживается
оборонительная тактика.
Тонфа позволяет работать против большинства видов оружия
кобудо. В истории известны случаи, когда с ее помощью успешно защищались от
метательного оружия, стрел, ножей, сюрикенов. Однако классическим сочетанием все
же является работа против бо.
Вполне понятно, что любой энтузиаст, изучающий технику
работы с оружием, стремится как можно быстрее от базовой техники перейти к
разучиванию парной работы против другого оружия. Делать этого нельзя, не овладев
предметом настолько, чтобы он полностью подчинялся хозяину, а не двигался по
одному ему ведомой траектории. В противном случае попытки работать против
другого оружия приведут к обоюдным травмам.
Что касается конкретно тонфа-дзюцу, то разучивание этой
техники начинается не с блоков и ударов, а с вращения предмета вокруг оси
рукоятки. На первый взгляд ничего сложного в этом нет. Но это впечатление
обманчиво. Мало того что надо умудриться не попасть по своему же локтю, для
традиционной техники вовсе небезразлично то, как выполняется само вращение. По
своей траектории движение руки должно почти полностью соответствовать движению,
выполняемому во время прямого удара (цуки). Такое движение не так заметно
нападающему, как движение руки по кругу. Но вместе с тем оно затрудняет и
придание необходимого вращательного импульса тонфе.
Импульс создается за счет движения кисти. Очень важно,
чтобы в конечной точке этого движения рука мгновенно расслаблялась, давая
возможность оружию провернуться вокруг оси рукоятки. На начальном этапе
достаточно, чтобы тонфа делала полный оборот в 360 градусов и возвращалась в
исходное положение. Дальше надо переходить к отработке навыка остановки и
надежной фиксации предмета после его поворота на 180 градусов. Это, конечно,
гораздо сложнее, но совершенно необходимо для правильной постановки ударной
техники.
Следующим этапом является разучивание перехвата тонфы, при
котором удержание производится уже не за рукоятку, а за основное тело предмета.
Это открывает новые возможности использования данного оружия и применения
"вилки", образованной перпендикулярно стоящей рукояткой для осуществления блоков
и болевых удержаний. Коварство подобного перехвата заключается в том, что стоит
только на мгновение потерять контроль над предметом, как он тут же вылетает из
рук. И только вслед за этим можно начинать разучивание основных блоков и ударов
применяемых в тонфа-дзюцу.
http://www.dodjo.kobudo.ru/tonfa.phtml