Другим не менее распространенным и важным орудием является
дзё - палка длиной 1200 мм. О серьезности и значимости этого оружия говорит хотя
бы уже тот факт, что до сих пор дзё официально находится на вооружении некоторых
подразделений японской полиции. В том числе и тех, которые охраняют
императорский дворец в Токио!
Сейчас сложно точно определить, когда впервые метровая
палка стала использоваться в качестве оружия. Известно, что в конце XVI - начале
XVII века в период правления первого сегуна из клана Токуга-ва, регулярные
полицейские силы были вооружены дзё и с успехом применяли его при задержании
преступников. О серьезности этого оружия говорит дошедшая до нас легенда,
согласно которой безвестный самурай невысокого ранга Ходзё Дзинсуке бросил вызов
знаменитому и искуснейшему фехтовальщику Миямото Мусаси. Мусаси с легкостью
одолел его, но сохранил жизнь молодому человеку.
Для самурая проиграть поединок и остаться в живых означало
покрыть себя несмываемым позором, который мог быть смыт только сеппуку
(ритуальным вскрытием своего живота). Но Дзинсуке поступил иначе. Он сломал свой
меч и удалился на безлюдный остров. После долгих раздумий и анализа своего
поражения он придумывает систему ведения поединка, которая могла противостоять
мастерству великого фехтовальщика. Меча у него уже не было, и он отрабатывал
приемы с палкой в руках.
Через год Дзинсуке снова повстречал Мусаси и опять вызвал
его на поединок, причем использовал для этого все ту же палку. В этот раз
молодой самурай одержал победу, также сохранив жизнь своему противнику.
Быть может, это всего лишь красивая сказка и ничего больше,
но то, что дзё является эффективным оружием, не вызывает никакого сомнения. Так
же, как и бо, дзё является фундаментальным предметом, который изучается вслед за
шестом. Без всякого сомнения, это самый универсальный предмет. Он вобрал в себя
элементы техники кен-дзюцу (фехтование на мечах), каратэ и джиу-джицу. Подобным
набором не может похвастать ни одно другое оружие кобудо! И именно благодаря
такому разнообразию техника работы с дзё встречается в большинстве существующих
сегодня школ.
Единого подхода к разучиванию техники дзё-дзюцу не
существует. Все зависит от специализации данной конкретной организации. За
редким исключением, школы кобудо не существуют сами по себе. То есть они,
конечно, могут являться совершенно самостоятельными организациями, но, как
правило, в их рамках практикуется еще и какое-то направление рукопашного боя:
каратэ или джиу-джицу. Бывает и так, что техника работы с дзё практикуется в
рамках другой дисциплины. Примером может служить айки-до, в котором, на
определенном уровне, также изучается дзё-дзюцу.
Рукопашная специализация и определяет разучивание исходной
базы. Если это каратэ, то базовой является ударная техника. Она же превалирует и
в дальнейшей работе. Если это джиу-джицу, то основой являются болевые удержания
и фиксации.
Технические приемы работы с оружием во многом
обусловливаются характеристиками используемого предмета. В данном случае
двадцатимиллиметровое сечение дзё, пускай даже сделанного из очень крепкого
дерева, не гарантирует того, что палка выдержит сильный поперечный удар другого
оружия. Таким образом, хорошо тренированный каратэка может ее сломать даже голой
рукой. Для того чтобы уберечь дзё от поломки во время блокирования удара,
предмет должен быть расположен так, чтобы воздействие приходилось по касательной
к поверхности.
Другой характерной особенностью дзё является сравнительно
небольшой вес. Известно, что сила удара зависит от двух величин, массы предмета
и скорости его движения. Следовательно, увеличение силы удара возможно только за
счет увеличения скорости, так как масса палки неизменна. Но это нельзя сделать,
допустим, взяв палку за один конец и как следует размахнувшись.
Во-первых, техника кобу-до, как и других видов восточных
единоборств, построена на принципе исходной защиты, а не нападения. Раз так, то
подразумевается, что противник нападает первым и сначала требуется заблокировать
или отбить его атаку, и уже только после этого проводить свою контратаку.
Во-вторых, если только это не показательные выступления,
когда каждый участник точно знает действия своих партнеров, никогда нельзя точно
предугадать, как именно будет производиться атака. Поэтому исходное положение
удержания оружия должно быть таким, чтобы его можно было оперативно использовать
в любом направлении, под любым углом.
Чаще всего используются два варианта исходного удержания
дзё. Одной рукой, когда палка располагается сбоку от туловища, и двумя руками,
когда палка располагается перед корпусом параллельно земле. И в том, и в другом
случае для максимальной скорости удара необходимо использовать эффект рычага. Он
достигается за счет неподвижного удержания одной рукой конца палки и
поступательного движения со скольжением другой. Этот же самый прием позволяет
быстро переводить дзё для защиты из одной плоскости в другую.
В фильмах нередко можно увидеть различные варианты
жонглирования одной или двумя палками. Подобная техника, хотя и не имеет ничего
общего с реальной, прикладной, все-таки используется при подготовке. Главным
образом это делается для того, чтобы научиться как можно лучше и легче
манипулировать палкой, а также развить подвижность и ловкость рук.
http://www.dodjo.kobudo.ru/djo.phtml