Так с чего же начинается изучение техники бо-дзюцу?
Прежде всего с фундаментального изучения основных, принятых
в данной системе стоек и передвижений. На этом этапе ученику еще не дают в руки
шест, и он практически ничем не отличается от начального этапа изучения каратэ.
Вполне понятно, что новички стараются как можно быстрее
пройти его, чтобы начать изучение настоящего (по их мнению) кобудо. А зря! В
боевых искусствах нет второстепенных вещей, но изучение исходной базы особенно
важно, так как тем самым закладывается фундамент для будущей техники.
Если, скажем, на плохой фундамент поставить большой дом, то
он рухнет. Это аксиома. То же самое происходит и в единоборствах. Мне ни разу не
приходилось видеть ни одного мастера (в истинном понимании этого слова) с плохой
базовой техникой. Зато нередко встречались "специалисты" с высокими степенями,
более или менее красивой техникой, годящейся разве что только для кино и
показательных выступлений (да и то не всегда) и слабой базой. Никакая, даже
самая виртуозная техника владения оружием не стоит ровным счетом ничего, если ее
обладатель не научился твердо стоять на ногах, удерживать баланс и, что особенно
важно, грамотно и своевременно передвигаться.
Если ученик не владеет базой стоек и передвижений, но уже
пытается изучать работу с оружием, то это в первую очередь ошибка его
инструктора, не сумевшего или не захотевшего объяснить ему необходимость и
важность начального этапа.
После освоения стоек и передвижений наступает очередь
изучения основной техники работы непосредственно с бо. Это не менее важный этап,
на котором закладываются основные принципы и навыки работы не только с шестом,
но и с другими видами оружия. Овладеть им - значит получить возможность быстро
продвигаться по ступенькам мастерства владения техникой работы с оружием.
Мы уже говорили об этом, но это настолько важно, что
позволим себе повториться. Почти все новички делают одну и ту же ошибку, сильно
сжимая в руках свое оружие. Это нормальная, человеческая реакция, ведь
хватательный рефлекс появляется у нас с рождения. При работе с оружием этот
рефлекс тоже необходим, но не всегда, а только в определенный момент.
Большую часть времени бо, впрочем, как и любой другой
предмет, удерживается расслабленными руками. Это нужно для того, чтобы иметь
возможность оперативно управлять предметом, переводя его при необходимости из
плоскости в плоскость, из состояния покоя в скоростное движение. Только
расслабленные мышцы способны на мгновенное сокращение. Напряженные же теряют это
качество и уже не способны выполнить ту работу, которая от них требуется.
Реальный бой с оружием сильно отличается от того, который
мы привыкли видеть в многочисленных "мордобойных" боевиках. В кино действуют
законы жанра, по которым любая демонстрируемая техника должна быть прежде всего
зрелищной, эффектной. В реальном же бою важно поразить своего противника
максимально быстро и точно, затратив при этом минимум усилий.
Невзирая на физические данные бойцов, которые могут и не
отличаться атлетическим сложением, во время боя оружие испытывает огромные
ударные нагрузки. Сила и скорость их таковы, что мастер кобудо способен выбить
оружие из рук своего менее тренированного противника раньше, чем тот сообразит,
что произошло. Во избежание этого, в момент соприкосновения предметов руки и
тело должны быть напряжены. Но только на то мгновение, когда происходит сам удар
(или блок).
Чередование напряжения и расслабления требует от учеников
значительных усилий в освоении и доведении этого навыка до уровня рефлекса. Но и
это еще не все. Следующим важным моментом является постановка правильной работы
кистей рук. Об этом также уже шла речь. Но...
Это "но" может перечеркнуть все наработанные навыки, а
может, наоборот, максимально использовать их. Имя этому "но" - время. Не то
время, которое нам показывают часы, а то, которое течет в период поединка.
Измеряется оно не часами, не минутами и даже не секундами, а мгновениями.
Мгновением раньше - и противник, разгадав ваш маневр, изменил свою атаку.
Мгновением позже - и контратака бесполезна, так как противник уже поразил вас.
Временной фактор - вещь очень тонкая и деликатная. Этому
нельзя научить кого угодно. Ученик должен быть готов физически и психологически
к восприятию подобной информации. В сущности, все обучение боевым искусствам в
конечном итоге сводится именно к искусству работы со временем и во времени.
http://www.dodjo.kobudo.ru/bo.phtml