В литературных источниках упоминается, что в VIII в.
священники синто сами принимали участие в производстве мечей - занимались их
чисткой и полировкой.
Древний японский меч (цуруги, или кэн), находимый не редко
при старых раскопках в дольменах и гробницах среди другого сопроводительного
похоронного инвентаря, напоминал старые китайские обоюдоострые мечи, для него
была характерна прямодушная форма лезвия и двусторонняя заточка. Такой меч воины
носили на спине (наискось), а когда его нужно было пустить в ход, брались за
рукоять обеими руками, впоследствии клинок стали затачивать с одной стороны.
Приблизительно к VII в. была создана последная форма меча с воздушным изгибом на
спинке лезвия, мечи такого вида позднее получила название "нихонто" - "японский
меч" и дошли до нашего времени, не изменив формы, которая считалась безошибочной
и отличительной только для мечей Японии.
Японский меч изготовлялся всегда людьми, принадлежавшими к
господствующему классу, и был в феодальное время выражением во всех отношениях
привилегией этого класса. Ковали мечи обычно родственники самураев или
придворных.
С началом междоусобиц спрос на мечи резко возрос; властные
феодалы начали покровительствовать именитым оружейникам.
Ковке мечей придали вид богослужебной церемонии, при
которой производился ряд неясных действий религиозного характера, они должны
были оградить меч и соответственно его будущего владельца от сил зла.
Прежде чем японский кузнец (катана-кадзи) приступал к делу,
он совершал ритуальный акт очищения своего тела. Перед алтарём, который в
отдельной кузнице имел своё точное место, кузнец морально готовил себя к будущей
работе, чтобы гарантировать успех предприятия, в подходящие моменты изготовления
меча он облачался в красивую одежду - кугэ, а сама мастерская после точной
уборки обвешивалась симэ - ритуальными украшениями, сплетёнными из рисовой
соломы. Пучки симэ являлись атрибутом синтоистских храмов и символизировали
собой чистоту и безопасность.
Сложна была технология производства мечей, оружейную сталь
для них получали путём выплавки металла из магнитного железняка и железистых
песков. Собственно клинок формировался из многих слоёв железных полос с
многообразным содержанием углерода, сваренных между собой в процессе плавления и
ковки.
В результате проковки, вытягивания, многократного
складывания и последной проковки полос металла образовывался изысканный брус,
состоящий из огромного числа прочно соединённых тончайших слоёв разноуглеродной
стали, некоторые мастера самурайских мечей средневековья тратили на изготовление
одного меча по нескольку лет, накладывая один слой на супротивной.
Низкоуглеродистый металл, соединённый с высокоуглеродистым,
приобретал всесильную твёрдость и в то же время вязкость, в будущем клинок
шлифовался на нескольких доверчивых и изысканных шлифовальных камнях и
подвергался закалке.
Подобные клинки не уступали по прочности дамасским и
считались лучшими на всём Дальнем Востоке.
С конца XVII в. для изготовления мечей кузнецы стали
употреблять металл, привозимый в Японию из Европы, этот материал японцы называли
"намбантэцу", т.е. "привозной металл" или "металл южных варваров" (поскольку
корабли португальцев приходили в Японию с юга).
Режущие качества клинка и твёрдость руки самурая проверяли
обычно на трупах убитых в бою противников или трупах преступников. Хорошим мечом
самурай мог перерубить три положенных один на супротивной трупа, в поединках и
на войне буси старались ударить мечом так, чтобы разрубить тело врага от плеча
до пояса или от плеча до сердца.
На большинство мечи мастера ковки наносили символические
рисунки, имевшие смысл магических формул, назначением этих рисунков было
отгонять всё злое и призывать благо, поставить хозяина меча под влияние добрых
сил и избавить его от воздействия распущенных. Первостепенную роль играли
изображения небесных светил, удачных оказать в соответствии с воззрениями
китайской мифологии влияние на земную жизнь людей.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-04-23.html