Особую роль в системе вооружений играли доспехи.
Доспехи делились на инь и ян. Инь - доспехи были скрыты от взора противника и
одевались либо на голое тело, а потом прикрывались одеждой, либо вшивались в
саму одежду. Простейшими видами доспехов были пластины, вшитые в одежду и
защищающие не только внутренние органы, но и предплечье, плечи и голени. Они с
успехом применялись против колюще-режущего оружия и могли использоваться для
нанесения ударов. Широко использовались и потайные пластины в виде длинной и
узкой буквы П, куда попадал клинок противника, после чего его либо ломали, либо
вырывали из рук вращательным движением.
Щиты были маленькие и большие, из разных материалов и
также использовались для разных целей. На легких щитах можно было переправлять
через реки амуницию. Тяжелые щиты использовались в «генеральных» сражениях,
кожаные щиты или обитые кожей металлические щиты брали с собой на тайные акции,
чтобы не привлекать внимания шумом или блеском.
К сочетанию первоэлемента дерево с самим собой относили
используемых в качестве оружия животных и человека. Ведь живое «дерево» в
сочетании с самим собой давало еще более живую субстанцию, т. е. животных или
человека. Правда, человек считался в Шоу трехкратным порождением дерева, а
постигший тайны Шоу — четырехкратным.
Животные заносили в лагерь противника заразные болезни,
их натаскивали для нападения на воинов врага или для передачи секретных
сведений. Использовались животные и сами по себе — опасные, например, змеи,
иногда служили для того, чтобы замести следы. Например, возле человека, убитого
специальным двурогим наконечником, смазанным ядом, проколы от которого
имитировали укус змеи, оставляли саму змею, для того, чтобы скрыть участие в
этом деле человека.
Оружием человека считался он сам. его тело, его навыки
и специальным образом подготовленные части тела, которые тем или иным способом
использовались при атаке и защите, что собственно и являлось составными частями
искусства боя без оружия.
Оружием в Шоу Дао считалось и умение маскироваться в
любом месте, в любой среде и при самых разных обстоятельствах. Навыки и приемы
этого искусства также принадлежали разным первоэлементам и их сочетаниям. К
дереву и воде относились способы маскировки в воде с помощью растительности, к
камню и воде - маскировка в прибрежном иле или на мелководье. 'Воздуху, камню и
воде принадлежал способ маскировки в норах под берегом; огню, воздуху и воде —
способ маскировки под водой с помощью глиняных емкостей с воздухом, когда на
поверхности воды пылала горючая смесь. К знаку воздуха относились способы
маскировки в темноте с помощью одежды, а на свету—с помощью различных порошков,
туманностей и ослепляющих вспышек. Если порошки приготавливались из растений, то
в союз с воздухом вступало дерево. Если использовалась взрывчатая смесь, то к
воздуху добавлялся элемент огня.
«Дыханием дракона» называлось вооружение, которое
приготавливали на основе пороха, порошков ядовитых растений, различных масел,
обеспечивающих хорошую возгораемость и продолжительность горения, добавок,
обеспечивающих яркость вспышки, а также наполнителей, придающих смеси другие
необходимые качества. В качестве оболочки использовалась скорлупа яиц или
глиняные кувшинчики.
Некоторые виды вооружения, как, например, «дыхание
дракона» являлись как оружием боя, так и оружием маскировки. К какому классу их
следовало причислить, зависело от каждого конкретного случая и от цели, с
которой они применялись.
Маскировка среди растительности и внутри ее относилась
к знаку дерева. Способ, когда воин пытался «прикинуться» кустом и прикрыв себя
ветками, принадлежал элементам воздуха и дерева. К двойному знаку дерева
относились способы маскировки под животное. Для этого использовались как части
животного, его помет, так и навыки имитации криков, поведения и следов
животного. Под знаками трех деревьев разрабатывались способы маскировки под
человека. Шоу мастерски мог перевоплотиться в крестьянина или монаха, вельможу
или воина, ремесленника или факира. Он мог притвориться мертвым и больным,
женщиной и мужчиной, стариком и старухой.
Способы связи также относились к оружию. К знаку
воздуха причислялся тщательно разработанный язык жестов, к знаку огня — условные
сигналы кострами и светом, к знаку воды — спускаемые вниз по речке донесения.
Существовал язык камней и деревьев. «Языком» воды считалась передача сообщений с
помощью сочетания различных узлов на веревке. Нечто подобное, кстати,
существовало у американских индейцев, использовавших раковины и веревки как
своеобразную письменность.
Оружием сыпались и психологические способы воздействия
на противника и даже использование черт его характера. Недаром наставники Шоу
учили:
«Помни, достоинства и недостатки твоего врага — твой
щит и твое копье».
Склонность к тщательной систематизации знаний присуща
всем школам ушу, в том числе и школе Шоу Дао. Оружие в Шоу подразделялось на инь
и ян, на жесткое и мягкое, на оружие жизни и смерти, на тяжелое и легкое, на
внешнее и внутреннее, на живое и мертвое, на видимое и невидимое, на осязаемое и
неосязаемое; на то, которое вокруг и то, которое в тебе; на то, которое улетает
и то, которое остается на месте; на то, что покидает руку ненадолго и снова
возвращается и на то, что крепко удерживается рукой; на то, которое проникает
внутрь и то, которое бьет по поверхности; на то, которое воздействует приятно и
то, что приносит мучения; на то, что действует сразу и то, что действует потом;
на то, что используется с другим оружием и то, что используется самостоятельно;
на то, что вмещает в себя другое оружие и то, что помещается в другое оружие и
т. д. При желании список черт оружия, по которым проводилась классификация,
можно продолжать еще очень долго, но я думаю, что читатель получил уже кое-какое
представление о разнообразии оружия в тайном клане и о самом понятии оружия Шоу.
И все это при том, что я еще ни словом не обмолвился о нескольких десятках
интереснейших групп вооружений, таких, как например, механические «ловушки» Шоу,
приспособления для полета и многое другое…
http://mortalfite.narod.ru/shou.htm