Техника работы бердышом чрезвычайно походит на работу
китайским дадао или японской нагинатой. Принципы боя мощным лезвием на длинном
древке во многом едины и, возможно, потому в русской литературе название «дадао»
(кит. «большой меч» или «большой нож») переводят словом «бердыш», хотя он имеет
совсем другую конфигурацию и форму крепления к древку. Заканчивая разговор о
бердыше, хочется отметить, что эта форма оружия уже не является топором и
занимает промежуточное положение между ним и алебардой. Немного обидно, что
такое хорошее холодное оружие появилось слишком поздно — тогда, когда его все
более стало вытеснять огнестрельное, и бердыш служил часто уже не столько как
оружие, сколько как подставка под пищаль или как церемониальный, «декоративный»
элемент, украшающий почетный караул.
Топор был известен и в Индии, где имел короткую рукоять
и широкое лунообразное лезвие. Техника работы им была достаточно проста и
базировалась на обыкновенных рубящих ударах.
Японский масакари имел, как правило, длинную рукоять и
был, в общем-то, древковым оружием. Воины, вооруженные им, встречаются на
рисунках, отражающих деяния самураев Камакурского периода (1185—1333), но и там
это оружие является вооружением избранных воинов. Длина древка составляет до
двух метров, лезвие массивное и тяжелое полукруглой формы, обух мощный.
В Корее боевой топор тоже был широко распространен, и
до объединения Трех государств (668 г.) и после усиления китайского влияния.
Судя по фрескам, корейский боевой топор был двуручным, имеющим массивное, чуть
скошенное книзу лезвие. Удар таким двуручным топором легко пробивал почти любой
доспех. Со временем благодаря китайскому влиянию применение топора
ограничивалось, и к XVI в. он сохранился как специфическое оружие корейского
флота. Секира XVI в. тоже двуручная, имеет лезвие полукруглой формы, сложный по
конфигурации обух с несколькими крюками загнутыми в разные стороны, и копейное
острие на древке. Сразу под лезвием расположено два косых выступа, служащие
ступором для руки и применяемые для «ловли» вражеского оружия. Техника работы
этим оружием была очень разнообразной и больше уже напоминала работу алебардой,
чем топором.
В Китае боевой топор назывался «фу» и существовал в
двух основных функциональных вариантах. Двуручный или большой топор «дафу» и
одноручный топор, употреблявшийся в парном варианте — «шуанфу». Собственно, это
скорее секира, ибо лезвие имеет полукруглую или коромыслообразную форму. Обух
обычно снабжается крюком, а рукоять завершается острием или лезвием. По этому
принципу построены почти все большие топоры. Стандартный большой топор имеет
длину около 3-х чи, ширину, равную 0,5—0,6 длины лезвия, вес 2—3 кг, обух его
четкой квадратной формы с коротким крюком в центре, рукоять заканчивется
достаточно длинным лезвием. Из всех видов топора он, пожалуй, наиболее тяжелый.
Другой, очень похожий на большой — топор в форме головы феникса (кит. «фэнтоуфу»).
Форму эту имеет его обух с несколькими крюками, на конце рукояти не лезвие, а
острие. Что же до эмэйского топора, который китайская традиция почему-то
называет не топором, а топором-резцом (кит. «дяо»), обух его имеет полукруглую
форму и заточен. Это уже почти двухсторонний топор.
У большинства китайских топоров рукоять не
заканчивается на spnbme верхней кромки, а выступает над ней на достаточно
большое расстояние. Обычно она несколько короче верхнего острия и потому тычки
этим ее концом делать нельзя, зато в развилку, образуемую ею и верхней кромкой,
можно улавливать оружие противника.
Длина эмэйского топора 3 чи, длина фэнтоуфу 2 чи 5
цуней. Длина лезвия 9 цуней у эмэйского топора и 8 у фэнтоуфу. Последний может
быть использован и в парном варианте.
Боевым топором выполняются не только обычные рубящие и
режущие удары, но и блоки обухом или верхней кромкой, а также широкие размашные
удары. Топором в Китае вооружалась как пехота, так и конница. Обычно лезвие
топора всадника было короче, им было легче рубить, чем резать.
На всадника, сражающегося с пехотой, был скорее всего
рассчитан «перевернутый топор» или «цоцзыфу» («топор-напильник»). Им удобно
осуществлять рубку с оттягом на нижнем уровне. Внешний вид этого оружия
предполагает технику, построенную на широких круговых движениях сверху вниз.
Длина его 3 чи 5 цуней, ширина топора 7 цуней, а длина каждого из трех лезвий 4
цуня. Вместо острия внизу на его рукояти имеется округлый набалдашник.
Более поздние и менее употребимые варианты китайских
топоров имеют более тонкое и сложное крюкообразное лезвие, их нижняя кромка
часто бывает заточена, благодаря чему ими можно работать и как серпами.
Топоры на длинном древке могли доходить длиной до 8 чи.
Их лезвие обычно не имело каких-либо дополнительных элементов. Техника его
применения была немного похожа на работу ударным оружием, но включала в себя и
блоки рукоятью при широком хвате, и подбивающие удары топором снизу вверх, и
режуще-сдергивающие удары с поворотом корпуса и движением топора на себя.
Длина парного топора обычно равна 2 чи 5 цуней, хотя
бывает и меньше. Разным бывает и соотношение длины рукояти и длины лезвия,
которое доходит до 1 чи и 2 цуней. Таким тяжелым лезвием, конечно, гораздо лучше
работать, держа руку ближе к нему. Обычно же лезвие парного топора равно 4—6
цуней. Работа парным топором, «срезающим цветы» (кит. «сюаньхуафу»),
существовала в Шаолиньском монастыре. Она построена на однотипных синхронных
движениях и включает в себя разнообразные удары как лезвием, так и обухом, в том
числе и удары топором назад и снизу вверх.
Боевой топор был оружием многих героев китайской
классики. Один из самых известных персонажей романа Ши Найаня «Речные заводи» Ли
Куй, Черный Вихрь, сражается двумя мощными боевыми топорами (одна из систем
владения ими названа в его честь), а другой герой того же романа Со Чао воюет
боевым топором на длинной рукояти, сидя на коне.
Китайская секира «юэ» ничем не отличается от топора
«фу» по своей форме, но это оружие древковое и его рукоять заканчивается острием
копья, которое может быть прямым или волнистым. Подобное острие имели и
некоторые виды коротких топоров, поэтому «юэ» нигде специально не выделялась и
во всех справочниках по китайскому оружию топор и секира объединены в одну
группу, хотя в различных списках восемнадцати классических видов китайского
оружия чаще встречается «фу».
Шаолиньская секира — один из самых типичных видов этого
оружия — имеет длину 7 чи 2 цуня. Ее обух имеет сложную форму и «в профиль»
топор напоминает фазана, распустившего хвост лезвия. Сверху на рукояти укреплено
пламевидное острие, внизу рукоять заканчивается набалдашником, переходящим в
шип. Из-за большой массы топора колющие удары его копейным острием
малоэффективны и в технике работы секиры почти не присутствуют. Сами китайцы
делают между топором и секирой очень мало разницы, в одном из древних
справочников просто значилось: «то, что поменьше — топор, то, что поменьше —
секира». Между тем, по европейской классификации «юэ» уже является алебардой,
хотя этот термин в Европе имеет очень широкий спектр применения, и алебардой
можно было бы назвать сразу несколько различных типов китайского оружия.
Был топор и оружием боевых искусств Индонезии и
Филиппин. Филиппинский топор, техника работы которым построена на тех же базовых
движениях, что и работа со стандартной палкой, является парным оружием, имеет
четкую полукруглую форму лезвия, оба конца которого утоплены в рукоять.
Малайско-индонезийский боевой топор по внешнему виду похож на китайский, но его
рукоять часто заканчивается наконечником типа «фомки». Малайский топор
называется «капак» (а его более короткий и миниатюрный вариант — «капак
кесиль»). Техника работы им включает в себя тычковые и рубящие удары, подобные
ударам ножом, держали его под рукоятью.
В чхонмёдо применяется так называемый «звездный топор»,
представляющий собой широкую, заточенную по всей кромке, пятиконечную звезду
неправильной формы — нечто среднее между двухсторонним топором и трезубцем.
http://mortalfite.narod.ru/topor.htm