Ни в коем
случае нельзя подбирать партнеров для условного и вольного боя с большой
разницей в массе тела и физическом развитии. На тренировках строго следить за
боем, не допускать азарта, стремления при помощи грубой силы добиться
преимущества. Тренеру не следует торопиться в определении способностей юноши,
они могут проявиться на разных этапах обучения и тренировки. Так, В. Енгибарян
терпел ряд неудач на первенстве СССР, однако продолжал упорно тренироваться,
верил в свои силы и со временем стал чемпионом Европы, а затем и олимпийским.
Выдающийся боксер В. Попенченко «созрел» почти к концу своей боксерской
деятельности, став чемпионом Европы, лучшим боксером Олимпийских игр в Токио.
Юношей
старшего возраста не удовлетворяет роль пассивного ученика; они стремятся к
творчеству. При проведении занятий следует предоставлять им некоторую
самостоятельность в выборе упражнений, определении объема и интенсивности
тренировки, в планировании ее. Таким образом, между тренером и учеником
создается творческий контакт и поддерживается совместной работой па высоком
уровне. Ученик может переходить самостоятельно от одного этапа своих действий к
последующему, более сложному. Тренер объективно оценивает его действия,
добиваясь самоконтроля и объективной оценки также от ученика.
Во время
тренировки с юношами, особенно младшего и среднего возраста, целесообразно
делать несколько перерывов по 5-6 мин, допустим, после разминки, после
упражнений с партнером, перед и после упражнений на снарядах. Это способствует
сохранению быстроты действия на протяжении всего занятия. С самого начала
боксерской деятельности юношу надо приучать к упражнениям с партнером в маске и
с назубником (хорошо подогнанными). Прикрытие головы и предохранение губ
способствуют собранности во время действия в средней и ближней дистанциях,
приобретению навыка в таких сложных защитах, как нырки и уклоны, особенно при
подходе к противнику.
В боевых
перчатках не следует упражняться в нанесении ударов по снарядам, потому что не
выработается навык точного удара. Удар надо наносить не сильно, но быстро, точно
в уязвимое место и ударной площадью кулака.
Занятия
следует проводить живо, интересно, каждое последующее пополнять новыми
эмоциональными упражнениями. Надо уделять внимание не только
специально-направленным упражнениям, но и упражнениям несколько отвлеченного
характера, но имеющим значение для развития необходимых для боксера качеств
(эстафета, подвижные и спортивные игры и др.). По возможности следует проводить
занятия на открытом воздухе; это способствует лучшему обмену веществ,
закаливанию, меньшей утомляемости и созданию положительных эмоций. Кроме того,
при проведении занятий на открытом воздухе тренер имеет возможность пользоваться
более широким выбором средств для развития тех или иных физических качеств.
Можно
практиковать проведение на открытом воздухе подготовительной и заключительной
части занятия.
Учебно-тренировочное занятие следует заканчивать организованно: подвести его
итоги, указать на общие недостатки группы, каждого в отдельности, отметить
положительные стороны. Желательно перед занятиями демонстрировать кинофильмы
(15-20 мин), в которых ученики могли бы посмотреть применение
технико-тактических элементов, над которыми будут работать в ближайшие
тренировки.
Важным
фактором в обучении и воспитании юноши играет самовоспитание. В спорте нельзя
добиться высоких спортивных результатов без самостоятельной работы над собой;
этому надо приучать с юношеского возраста. Тренеру следует давать задания юному
боксеру на месяц, неделю, каждый день, учить подбору упражнений для развития тех
или иных физических, технико-тактических и морально-волевых качеств, чередованию
и дозировке этих упражнении. Юный боксер должен привыкнуть к самостоятельному
выполнению утренних упражнений, знать, какими упражнениями он будет заниматься
на предстоящей тренировке, ясно представлять себе цели и задачи тренировки,
последовательность выполнения упражнений. Такая подготовка к занятиям
настраивает боксера на активную тренировку. Под контролем тренера боксер должен
вести дневник тренировки и самоконтроля.
Задача
тренера — создавать на занятиях такие ситуации, которые подтолкнули бы ученика к
размышлению над способом их решения. Большую роль в успешном овладении
мастерством играет оценка развития физических, технико-тактических и волевых
качеств. Наиболее эффективным показателем являются соревнования и боевая
практика, но следует периодически устраивать контрольные испытания по отдельным
специальным упражнениям (например, на количество подскоков со скакалкой в
определенное время, ударов по мешку, бег на короткие дистанции, кроссы,
упражнения с предметами и без предметов на быстроту, координацию, гибкость и
др.). Это будет способствовать развитию желания добиваться лучших результатов.
Тренер
должен следить за выработкой хорошей осанки у юных боксеров, применять
корректирующие упражнения.
Медицинский осмотр и постоянный контроль — совместная деятельность врача и
тренера в работе с этим возрастом — должны быть увязанными и эффективными.
Тренер
ведет большую воспитательную работу: контролирует выполнение заданий, держит
связь с родителями, школой с целью совместного воздействия и помощи, поднятия
дисциплины и побуждения к хорошим поступкам. Большое уважение у подростков
вызывает высокий профессионализм тренера — знание предмета, требовательность к
себе, чему они стараются подражать. Юноши прекрасно разбираются в нравственности
тренера, его гражданских качествах.
На
тренера возлагаются большие обязанности не только в физическом воспитании
учеников, но и духовном, ведь дети этого возраста наиболее способны подвергаться
влиянию тех людей, которым они верят, которых уважают и которым подражают.
Поэтому тренер (преподаватель) должен быть человеком высокой культуры и личной
аккуратностью, трудолюбием, всем образом жизни быть примером для своих
подопечных. Он отвечает за спортивное будущее и здоровье учеников,
следовательно, должен быть внимательным, требовательным, настойчивым, терпеливым
и заботливым в своей работе с юными боксерами.