В подготовительной части нельзя
уделять много внимания развитию таких качеств, как сила и выносливость.
Общеразвивающие упражнения
оказывают всестороннее (и в то же время избирательное) воздействие на организм
человека. Возможность большого выбора общеразвивающих упражнений позволяет
занимающимся улучшить работу двигательного аппарата, научиться более точно
дифференцировать движения.
Специальные подготовительные
упражнения должны соответствовать задачам урока. Если в основной части занятия
ставится задача развития подвижности и ведение боя на дальней дистанции, то для
подготовительной части должны быть подобраны соответствующие упражнения в
передвижении, нанесении прямых ударов, уклоны туловищем и другие, с тем чтобы
этим содействовать быстрейшему овладению специальными навыками во время
тренировки в парах.
В подготовительную часть входят
упражнения строевые; с их помощью можно быстро и удобно разместить занимающихся
для выполнения различных упражнений. Они способствуют поддержанию надлежащего
порядка и дисциплины на занятиях.
Последовательность в
упражнениях. Начинают занятия со строевых упражнений. За ними выполняют
упражнения, улучшающие работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
активизирующие связочно-мышечный аппарат (быстрая ходьба, бег, подскоки, маховые
движения руками, уклоны, выпады, приседы и др.). Далее следуют упражнения
специально-подготовительные: со скакалкой, по механике передвижений, ударов, бой
с тенью и другие, способствующие выполнению основных задач. Упражнения выполняют
как стоя на месте, так и в передвижении.
В основной части занятия
решаются главные задачи: а) овладение техническими и тактическими навыками и
совершенствование их; б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к
высоким психическим напряжениям; в) развитие быстроты реакции, выполнения
рациональных движений, координации, ловкости, скоростно-силовых качеств и
скоростной выносливости.
Нагрузка должна нарастать по
объему и особенно по интенсивности. Например, после изучения приемов в парах по
заданию тренера (сначала медленно, постепенно увеличивая скорость их выполнения)
переходят к закреплению и совершенствованию приемов в условном или произвольном
учебном бою. Произвольный бой на ринге с партнером требует больших напряжений.
Эта часть занятия будет наиболее высокой по нервным и физическим нагрузкам.
Поэтому к условному или вольному бою переходят после изучения приемов боя в
парах, перед упражнениями на снарядах. Упражнения на боксерских снарядах и лапах
снижают нервные напряжения после учебных боев на ринге, поэтому эти упражнения
выполняют в конце основной части занятия.
В заключительной части организм
занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. В начале
заключительной части боксеры иногда выполняют упражнения стоя, сидя и лежа для
развития силы и гибкости отдельных групп мышц. Затем используют успокаивающие
упражнения, проводят легкий бег, ходьбу с дыхательными упражнениями,
потряхиванием и расслаблением мышц конечностей. Даются упражнения отвлекающие
(на внимание, подвижные игры и др.).
Место упражнений в той или иной
части занятия зависит от квалификации группы, целенаправленности занятия и
возраста занимающихся. В начальной стадии обучения, например, упражнения по
изучению техники движения ударов и защит включают п основную часть занятия. По
мере овладения сложными действиями упражнения и механике движений переводят в
подготовительную часть занятия, где они становятся уже упражнениями
подготовительными. Квалифицированные боксеры в занятии по боевой практике,
приближенном к соревновательным условиям, выполняют как разминку упражнения со
скакалкой и упражнения в ударах на боксерских снарядах; после напряженного боя
(в тренировочном занятии) они могут ограничиться легкими дыхательными
упражнениями.
Часто группа бывает неравной по
своей квалификации или по способностям в освоении материала. Поэтому, сохраняя
структуру занятия, можно давать отдельным боксерам разные задания: одним,
например, ограничиться изучением прямых ударов на дальней дистанции, другим
отрабатывать элементы ближнего боя и т. д.
Типовую структуру занятия не
следует понимать как что-то незыблемое и шаблонное; ее можно изменять в
зависимости от конкретных условий.
Овладение техникой и тактикой
сложных действий в боксе происходит не только во время реализации основных
задач, но и задач вспомогательного характера, направленных на подготовку к
основной работе и правильное ее завершение.