В
современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. теntai —
умственный, психический) рассматривается как целостная система методов
психологической подготовки спортсменов к соревнованиям, используемая в процессе
систематического воспитания и самовоспитания спортсмена. Поэтому содержание
понятий «психологическая подготовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в
отечественной спортивной психологии в известном смысле тождественно.
Традиционная для советской психологии спорта система методов морально -волевой
подготовки спортсменов в системе ментального тренинга дополняется аутогенной,
идеомоторной, сюжетно-ролевой умственной подготовкой спортсменов, методами
умственной репетиции соревнований, а также различными методами ауто- и
гетеровнушений, методиками медитации и др. (см. ниже).
Ментальные методы психотренинга (ММП) ныне подкреплены использованием тренерами
и спортсменами аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных методов ввода информации
в сознание, подсознание и непосредственно в мозг спортсменов, применением
электронных технических средств для организации биологической обратной связи в
процессе МТ. Однако как бы ни были высоки успехи электронной компьютерной
техники и создания видео- и аудиосеансов МТ, самым главным и основным
инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров.
Психика и мозг действующего спортсмена для ученого, изучающего личность
спортсмена, — тождественные понятия.
Мозг
человека является универсальным психобиокомпъютером, способным мгновенно
обрабатывать огромны и массив информации объемом равносильному числу Звезд в
видимой части Вселенной. Отметим также и то, что по современным научным данным
мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной
энергоинформационной мощности, а в спортивной деятельности еще меньше.
Следовательно, методы ментального психотренинга полезны для мобилизации скрытых
в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных
возможностей развития человека как вида Hото sapiens, на что и направлен спорт.
Ниже
приводится краткий обзор некоторых методов ментальной тренировки (МТ),
применяемых в современной общей и специальной психологической подготовке
спортсменов к соревнованиям.
Характеристика методов ментального тренинга
Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм
самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических
целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, впервые примененный во
врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах, впервые
примененный в практике отечественного спорта Л. Н. Радченко при подготовке
борцов к соревнованиям в 1962 г.
Самовнушения являются условием, повышения активности процессов саморегуляции
состояний. В качестве критерия эффективности АТ обычно берется уровень
психомышечкой релаксации, достигнутый субъектом в процессе упражнений АТ. Таким
образом, саморегуляция в АТ реализуется посредством аутокоммуникации между «Я»
субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности
или элементы внутриличностной сферы. Техника и процедуры АТ подробно описаны в
спортивно-психологической литературе в работах Л. Н. Радченко, Л. Д. Гиссена, А.
Т. Филатова, В. Л. Марищука, Е. Генова, Г. Д. Горбунова, А. В. Родионова и др.
Психотренинг волевого внимания (ГШВ). К этой группе методов ментального тренинга
относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие
памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и
др. В психологии спорта существует обширная научная литература по методам
ментального тренинга произвольного и волевого внимания, разработанным и
апробированным в практике спорта высших достижений (Р. М. Найдиффер, Дж. Салмел,
А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Б. Н. Смирнов и др.) Систематическое описание
психотехнических упражнений для психотренинга процессов внимания спортсменов
можно найти в работе Н. В. Цзена и О. В. Пахомова «Психотехнические игры в
спорте» (М.: ФиС, 1985).
Методы
гипноза (МГ) Данная группа методов относится к специальным методам интенсивной
психологической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Гипноз
оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится с помощью внушения.
Применение этих методов в спорте ограничено, поскольку многие спортсмены и
тренеры не желают подвергать психику спортсменов гипнотическому воздействию,
опасаясь, что последние утратят чувство самодостаточности и возникнет
подсознательная зависимость спортсмена от волн гипнолога. Однако для мобилизации
резервных возможностей в спорте методы гипноза, как показали эксперименты со
спортсменами и космонавтами, весьма эффективны, но их использование требует
высокой профессиональной подготовки психолога (гипнолога). Кроме того, имеется,,
например эффекта привыкания.
Данные
методы применяются лишь с согласия спортсмена и тренера, что также ограничивает
сферу их применения в спорте. Систематическое использование гипноза в ментальной
тренировке спортсменов в нашей стране начал в 1970-х годах психолог В, В.
Кузьмин. Затем эти же методы успешно применяли на сборных командах СССР А. Т.
Филатов, А. В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, И. П. Волков и другие спортивные
психологи. Однако |по сих пор нет методических публикаций по результатам
применения этих методов, что затрудняет их анализ и дальнейшее внедрение в спорт
без опасений повредить психике спортсменов. Больший оптимизм внушают методы
неформального гипноза, разработанные американским психологом Милтоном Эриксоном
(1900-1980).
http://2fight.info