Люди, сделавшие своим ремеслом войну, оттачивали
мастерство прежде всего с целью найти ему наилучшее применение на поле брани. К
тому же, если принять во внимание вопросы престижа и личного авторитета, то
можно лишь догадываться, скольких лет неимоверно тяжелого труда стоило
какому-нибудь уважаемому наставнику школы кэн-до его положение при дворе даймё
или сёгуна. Ежедневно и ежечасно он должен был поддерживать свою репутацию в
сражениях, поединках, конкурсах между школами. Разумеется, никакой вид бу-дзюцу
немыслим без философской основы, предопределявший систему аутотренинга, и все же
именно в бу-до акцент был сознательно перенесен с чисто внешних факторов
развития и совершенствования на внутренние. Можно ли назвать бу-до (такие, как
дзю-до, айкидо, каратэ-до), изобретение XX в., полностью модернизированным
вариантом классических воинских искусств? Едва ли, ибо здесь напрашивается
общеизвестный парадокс: "Новое есть только хорошо забытое старое".
В самом деле, ведь понятие До как Высшего
принципа, Пути следования, Стези испокон веков присутствовало в дальневосточной
религиозно-философской мысли и соотносилось со всеми видами китайских у-шу или
японских бу-дзюцу. Обращение мастеров Нового времени к этому слову, отошедшему,
казалось, в область буддийских проповедей, вполне закономерно и обусловлено
множеством причин. Здесь следует упомянуть и мучительный поиск духовных
ценностей в период политических и научно-технических сдвигов после революции
Мэйдзи, и стремление противопоставить "возвышенную" восточную мораль "низменной"
морали Запада в годы подъема воинствующего национализма, вылившегося в
победоносные японо-китайскую и японо-русскую кампании. Вплоть до 1945 г. идеи
паназиатского шовинизма пропитывали все слои японского общества.
Традиционализм был поднят на щит официозной
идеологией, пропаганда "истинно японского духа" (Ямато-дамасий) с нарастающей
силой велась во всех областях культуры. В частности, дзю-до было включено в
программы школьного и университетского образования прежде всего в противовес "бездуховному"
западному спорту, направленному лишь на развитие физических способностей
человека. Пожалуй, сейчас вопрос о том, является ли дзю-до видом спорта, может
вызвать лишь снисходительную улыбку читателя. Еще бы! Такие соревнования, такие
схватки, такие имена...
Но в действительности бу-до, и в том числе
дзю-до, никогда не предназначались для использования на спортивной площадке, для
афиширования успехов. До-дзе, зал для буддийской медитации, для постижения Пути
- вот единственное достойное место для практики бу-до, ибо, как говорил Лао-цзы,
"явленный Путь уже не есть Путь". Бу-до мыслились их создателям как грани
единого Пути самосовершенствования, способного привести к гармонии общества
через посредство индивидуальных усилий каждого. Дзю-до и каратэ-до как
современные всемирные виды спорта, несмотря на блестящие достижения отдельных
спортсменов и команд, очень далеко ушли от изначальных теоретических посылок, о
которых большинство участников соревнований не имеют ни малейшего представления.
Книги доктора Кано, Уэсиба и Фунакоси, содержащие
философские откровения, покоятся в пыли библиотек, в то время как их технические
пособия идут нарасхват миллионными тиражами во всех странах мира. Внешние
атрибуты системы подменили и почти полностью вытеснили саму систему, ее
внутреннее содержание - подобные факты нередко имели место в истории
цивилизации. Разработанные основоположниками виды бу-до, взятые за образец в
спортивных вариантах, отличались от традиционных бу-дзюцу большей условностью.
Наглядной иллюстрацией подобной условности служит
так называемое бесконтактное каратэ, о котором понятия не имели на востоке
вплоть до нашего столетия. Дзю-до, в отличие от старых школ дзю-дзюцу, также
характеризует гуманное отношение к противнику, который превращается из врага в
партнера, необходимого для обоюдного постижения истины. Различия между бу-дзюцу
и бу-до сказываются в личных отношениях между учителем и учениками. Если прием в
старые школы всегда осуществлялся по рекомендации, а присвоение поясов и званий
целиком зависело от наставника, то в новой системе господствовал объективистский
подход в присвоении разрядов и степеней. И все же при столь явных различиях
между дзюцу и до нельзя не отметить, что сходства между ними гораздо больше. Сам
Кано убедительно поясняет: "Дзю-дзюцу я трактую как искусство или практику
наиболее эффективного использования духовной и физической энергии, а дзю-до -
как Путь и принцип этого использования".
Как и все мастера воинских искусств за последние
несколько веков, Кано не был пионером, первооткрывателем, но лишь талантливым
учеником и продолжателем, сумевшим свести воедино и с блеском использовать
наследие древних мастеров. Кстати, даже сам термин дзю-до не был его
изобретением. В эпоху Токугава термином дзю-до выявляла специфику своего
искусства одна из многочисленных школ дзю-дзюцу Дзикисин-рю, о чем Кано было
хорошо известно.
С единственной целью подчеркнуть отличие своей
школы от предшественников он и ввел применительно к новому дзю-до название
Кодо-кан - Клуб постижения Пути. Как мы уже знаем, в молодости Кано изучал
дзю-дзюцу у мастеров Тэнсин синъё-рю (школы Истинной сути души Неба) и Кито-рю
(школы Подъема и ниспровержения). Последняя, видимо, сыграла решающую роль в
оформлении теоретической базы дзю-до. Учение Кито-рю, по преданию, зиждется на
двух секретных трактатах, переданных в XVII в. дзэнским патриархом Такуаном
основоположникам школы. Труды эти были невелики по объему, но содержали
важнейшие принципы кэмпо, связанные с дзэнской практикой медитации и
всестороннего аутотренинга. Итак, согласно теории Такуана, истинная мудрость
заключается в непоколебимой твердости духа и концентрации воли на развитии
интуитивного, сверхчувственного восприятия действий противника.
Залогом победы, полагал Такуан, служит высшая
свобода движений, а необходимым условием такой свободы - "пустота",
неангажированность духа: "Вам могут сказать: "Если дух-разум прикован к
чему-либо вне собственного тела, он будет парализован тем объектом, что и
приведет к гибели бойца. Лучше всего сосредоточить дух-разум в нижней части
живота и свободно передвигаться, реагируя на движения противника". Прекрасно, но
с точки зрения высшей буддийской дхармы сосредоточение на нижней части живота
слишком примитивно и несовершенно - подобные действия под стать лишь неофиту в
Дзэн... Если стремиться к сосредоточению на данной точке, дух-разум будет
стеснен одной мыслью о том, что его следует концентрировать, и таким образом
лишится всякой свободы и спонтанности. Меня могут спросить: "В таком случае где
же, на какой части тела следует сосредоточивать дух-разум?" Отвечаю.
Если все наше внимание сосредоточено на правой
руке, оно будет полностью поглощено правой рукой, а движения прочих частей тела
от того станут несовершенны. То же произойдет, если внимание будет сосредоточено
на глазах или на ногах. Куда же должен быть устремлен дух-разум? Если дух-разум
не закреплен ни на чем в отдельности, он будет свобод-но перемещаться в теле.
Тогда и руки будут действо-вать наилучшим образом, с наибольшей отдачей...
Короче говоря, существенно ни на чем не фикси-ровать внимание, не закреплять
свой дух-разум. Не, будучи закреплен, он присутствует всюду".
В основе доктрины Такуана лежит мысль о
пре-дельном самообладании, доведенном до степени са-моотрешения. Учение о
непоколебимом спокойствии духа патриарх развил в трактате, название которого
можно истолковать как "Покой в действии" либо как "Действие в покос" ("Сэйко").
Неангажированность, свобода духа, по утверждению Такуана, подобна
от-полированной поверхности зеркала, безошибочно от-ражающей любое поползновение
противника. Подоб-ное состояние духа-разума и называется сэйко. В свою очередь,
Такуан позаимствовал сравнение с зеркалом из жития великого Хуэй-нэна (637-713).
Образ духа, незамутненного, как зеркало или как гладь озера, часто упоминался в
дзэнских писаниях и был, конечно, хорошо знаком наставникам воинских искусств.
Однако идеалом психической подготовки бойца, по Такуану, вовсе не является
полное отсут-ствие ментальных процессов. Наоборот, требуется на-пряжение всех
мыслительных способностей человека в решительный момент на уровне неосознанного,
но безошибочно правильного действия: "Если дух-разум не сосредоточен, это
называется Дух без мысли, если же дух-разум сосредоточен, это называется Дух с
мыслью.