С точностью назвать время начала истории самбо сейчас уже 
достаточно трудно, так что мы начнём её с поражения России в Русско-японской 
войне. Когда вместе с Южным Сахалином Микадо получил и нового поданного - 
Василия Ощепкова - сына русской каторжанки М. Ощепковой.
  Мать мальчика умерла, когда ему было 11 лет, и дальнейшую 
его судьбу определил архиепископ Японский - отец Николай, основавший в стране 
Восходящего солнца православную миссию. В одно из её учебных заведений, в 
семинарию г. Киото, и был определён маленький сирота. Среди дисциплин, 
преподаваемых в семинарии, было и дзюдо. 
  Причём оно считалось настолько важным, что один раз в году 
производился отбор самых способных учеников для обучения в институте 
Кодокан-дзюдо, возглавляемом тогда создателем этого боевого искусства - Дзигоро 
Кано. Пройдя отбор, Василий Ощепков был зачислен в Кодокан 29 октября 1911 года. 
А уже 15 июня 1913 года Ощепков подпоясывается чёрным поясом, получив седан 
(первый дан). 
  Следует отметить, что дзюдо в понимании Дзигоро Кано сильно 
отличалось от известного нам европеизированного спортивного его варианта. 
Ощепков стал первым русским и четвёртым иностранцем, получившим степень мастера 
в дзюдо Кодокан. А к моменту возвращения в Россию - 1914 год - Василий  Ощепков 
имел уже второй дан.
  В 1918 году, с началом японской оккупации Дальнего Востока 
(1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию. Примерно тогда же 
началось его сотрудничество с разведуправлением Красной армии. Для нас же важно, 
что, выполняя свои служебные обязанности, мастер оказался в Манчжурии, где 
познакомился с некоторыми стилями китайского Ушу. Тогда же Ощепков начал 
работать над созданием своей собственной системы единоборства. Основывалась она, 
конечно на дзюдо, (иначе и быть не могло), но включала так же некоторые элементы 
восточных и западных стилей. 
  До 1926 года была работа под прикрытием на Сахалине и в 
Токио. Через несколько лет В. Ощепкова переводят в Москву в Управление боевой 
подготовки РККА. В то время главным авторитетом в области боевых искусств в 
столице был бывший офицер царской армии В.А. Спиридонов.
  А был он учеником Н.Н. Ознобшина, преподававшего 
собственную боевую систему, базирующуюся на джиу-джитсу, но включающую в себя 
приёмы французского и английского бокса, фехтования и европейской борьбы. И, 
все-таки, Нилу Ознобшину не удалось создать настоящую боевую школу. Например, 
она оказалась не эффективной против хорошо подготовленного боксёра, правда в то 
время в России они редко встречались.
  И всё же Ознобшин сделал очень многое,  не как мастер, но 
как пропагандист боевого искусства. А Спиридонов сумел творчески переработать 
наследие учителя и создать новую оригинальную школу, называемую «самоз», а 
впоследствии самбо. В то время, до 30-х годов, скрывать японское происхождение 
школы никому и в голову не приходило. Но вернёмся к Ощепкову.
  В Москве он продемонстрировал такие феноменальные боевые 
качества своей системы, которую он назвал «дзюи-до», что сумел потеснить, 
имевшую высокий авторитет, школу Спиридонова. Мастера между собой не очень 
ладили, так как  в поединках их учеников, как правило, побеждали ученики 
Ощепкова. Самолюбие Спиридонова от этого сильно страдало. 
  Конечные цели  этих боевых школ значительно разнились: 
система Ощепкова необходима была в первую очередь бойцу, а Спиридонова - 
диверсанту. В ней особое внимание уделялось внезапному нападению и защите от 
него. В связи с чем, и популярность школы приобрели у  различного контингента, 
каждая свою. Система Ощепкова - у армейских офицеров, а Спиридонова у НКВД. 
  Ничего нет удивительного в том, что эти советские 
реинкарнации джиу-джитсу и дзюдо повторили путь своих японских предтеч. Другими 
словами, когда между школами наметился конфликт, Ощепков предложил решить его 
старым проверенным способом, таким, каким Дзигоро Кано в 1886 году разрешил спор 
между своей школой и школой синто-рю - организовать массовый турнир между 
мастерами того и иного стилей.
  Но турнир не состоялся. Ночью с 1 на 2 октября 1937 года 
Ощепков был арестован, как «агент японского милитаризма» и спустя десять дней 
погиб в Бутырской тюрьме. По слухам тюремщики всё же не вполне представляли, с 
кем имеют дело, и попробовали обращаться с ним, как привыкли - добиться 
добровольного признания под пытками. А мастер дал им свой последний бой, в 
котором его не смогли взять живым.
  
http://www.epochtimes.ru/content/view/13565/13/