Григорий ПАНЧЕНКО
статья была опубликована в журнале "Кэмпо" N1/96
"Русский стиль" единоборства... В последнее время о нем
много говорит телевидение, пишут газеты и журналы; с недавних пор эта тема стала
достоянием и художественной литературы. Попробуем разобраться, что же это на
самом деле.
Прежде всего уточним: есть несколько школ, воскрешающих
(каждая по-своему) традиции российских воинов, причем друг с другом они
сосуществуют отнюдь не всегда мирно. Так, славяно-горицкая борьба в поисках
истоков дошла до языческих корней, и теперь ее адепты всячески клянут
православие за то, что оно "замутило чистые воды древнеславянских родников". Все
остальные системы припадают к ногам то православной церкви, то военного
ведомства (иногда к обоим одновременно). Взаимных обвинений и, наоборот -
саморекламы на тему "кто из нас более русский" тоже хватает. Единственное, на
чем сходятся все стили - это на проклятьях, адресованных "чуждому для русского
духа" иноземному каратэ и ушу...
Эта тенденция заставляет и нас прибегнуть к интонации более
полемической, чем исследовательской. Данное обстоятельство вынужденное, однако,
к сожалению, неизбежное. Слишком часто информация о "русских школах" приходит из
сегодняшних статей, телепередач, публичных лекций или (гораздо реже!) из
показательных демонстраций приемов боя. Эта сиюминутная актуальность не дает нам
возможности опереться на классические исследования и первоисточники. И она же
заставляет заботиться о том, чтобы ошибки и откровенные фальсификации не возвели
себя в классику.
1.Песнь о купце и его "калашникове"
Пожалуй, можно вычленить несколько основных направлений.
Уже упоминавшаяся славяно-горицкая борьба, созданная Александром Беловым
(нынешнее "языческое" имя - Селидор) характеризуется жесткой силовой манерой боя
с применением не столько ударов - "селидорцы" выступают без перчаток - сколько
толчков, зацепов и подсечек. Если уж удар и наносится, то чаще всего не кулаком,
а предплечьем; это так называемый "удар на пол-руки", отмеченный в некоторых
былинах. "Славяногорцы" возводят свое искусство к богатырским игрищам Древней
Руси, происходившим на погребальном кургане. В настоящее время, по утверждениям
руководителей школы, существуют 12 подстилей их борьбы.
Близка по идее - но не по технике исполнения - и так
называемая Велесова борьба. Основатель ее до сих пор "засекречен", но, кажется,
впервые она появилась в школах прикладного рукопашного боя, культивировавшегося
в органах МВД Калининской области (ныне - Тверская).
Кроме "языческого", можно отметить еще два направления.
"Казачий стиль" (впрочем, сторонники этого вида единоборства характерны скорее
не для России, а для Украины), реконструирующий боевое искусство казаков на
основе запорожского гопака и некоторых других элементов; а также "офицерский
стиль", из поколения в поколение передававшийся российскими офицерами-дворянами.
Эти ветви боевого искусства заслуживают отдельного
рассмотрения. Но мы пока что оставим их, потому что они лежат вне рамок главного
(главного ли?) направления "русского стиля".
Это направление представлено целой группой боевых школ.
Свою технику оно выводит из кулачного боя мужиков (стенка на стенку или один на
один), дополнительно опираясь на обрядовые пляски с элементами поединка, а также
на средневековые "дуэли" в рамках "Божьего суда". Такие поединки (см. "Князь
Серебрянный" А.К.Толстого или лермонтовскую "Песнь о купце Калашникове") в
средневековой Руси отчасти заменяли следствие, суд, а то и приведение приговора
в исполнение. Назвать основателя сложно: как будто впервые данную систему
"воскресил" петербуржец Андрей Грунтовский, но теперь едва ли не в каждом городе
появились свои "основатели", вроде бы независимые от него. Наиболее заметный из
них - Георгий Базлов из Твери со своей школой, именуемой буза (в отличие от
предложенного Грунтовским названия скобарь).
Характерная особенность данной группы стилей - быстрый темп
боя, отсутствие четких стоек, преобладание ударов над захватами (причем удары, в
том числе и ногами, делаются с проносом, без фиксации), высокая стойка. В
безоружном варианте схватка производится в легких перчатках с открытыми
пальцами. Поединки обычно происходят под гармошку, причем музыкальному
сопровождению сторонники "русского стиля" склонны придавать повышенное значение.
По их словам, оно не просто задает ритм боя, но и включает некие
биоэнергетические механизмы, которые высвобождают скрытые силы.[1]
Конечно, если "русский стиль" продолжает вековые традиции,
об основателе говорить бессмысленно. Но так ли это на самом деле?
Сразу оговоримся: искусство рукопашной схватки старо, как
история войн, и нет ни одного народа, который не был бы с ним знаком.
Безусловно, существовало оно и на Руси. Свидетельство тому - летописи, былины,
народные заговоры-обереги... "Ино будь сбережен: от топора, от пищали, от
татарския пики, от стрелы каленыя, от борца, от кулачного бойца..." Другой
вопрос, насколько это соответствует тому, что теперь именуется "русским стилем"?
Его адепты всячески уходят от вопроса: на основании какой,
собственно, информации воссоздается боевая техника, а тем более своеобразная
философия единоборства (не отставать же в этом от каратэ!). В лучшем случае
следуют туманные, без конкретных указаний, ссылки на монастырские летописи и
былины. Автор этих строк и сам искал, и к профессиональным историкам обращался.
Оказалось, что ничего подобного там нет! В лучшем случае присутствуют крайне
расплывчатые фразы, вроде: "И почаста ся крепко держати и удави печенезина в
руку до смерти". А как именно "удави" - задушил, сломал хребет, раздавил грудную
клетку? Пальцевым захватом или рычажным замком? И как русскому богатырю удалось
подойти вплотную, на такое расстояние, чтобы "удави" - нырком, перекатом, а
может быть при помощи жесткого блока? Да и вообще, насколько реален сам бой? [2]
http://cclib.nsu.ru/projects/satbi/satbi/statyi/rus1.html