Хочу несколько отступить от темы и пояснить, почему я
употребляю два термина дзю-дзюцу и джиу-джитсу. Под дзю-дзюцу я подразумеваю
традиционные японские воинские системы, а под джиу-джитсу чрезвычайно урезанный
вариант дзю-дзюцу, который был вывезен на запад.
В июне 1882 года у Кано появился первый ученик. Свое додзе,
открытое при храме Эйсе в Токио, Кано назвал Кадокан. В августе того же года у
него было уже шесть учеников, и в это время появился седьмой - знаменитый Сиро
Сидо (он же Сиро Сайго, он же Сансиро Сугата).
Новшества Кано были крайне враждебно встречены "старой
гвардией" - руководителями многочисленных школ дзю-дзюцу. Они публично обвиняли
Кано в отсутствии должного мастерства, называли его книжным червем, отбивающим
учеников у подлинных мастеров воинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на
Кодокан школа Рен Синто-рю во главе с Тоцука Хикоскэ. Дело в том, что мастера
этой школы обучали служащих токийской полиции, и, обоснованно, боялись потерять
работу.
Трудно сказать, чем могло бы все кончиться, если бы у Кано
не появился человек, ставший "добрым гением" дзюдо, пятнадцатилетний Сиро Сайго
(1868-1922). Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых
искусств Тономо Чикамаса Сайго, глава клана Айдзу школы айки-дзюцу Дайто-рю
(стиль Осикиучи). У Тонома Сайго не было сына, поэтому он надеялся вырастить из
этого мальчика своего приемника, продолжателя традиций школы. Он даже дал ему
свою фамилию. Под руководством мастера Тономо, юный Сиро освоил ряд приемов,
которые впоследствии принесли ему и Кодокану всеобщее признание.
Далее я приведу в сокращенном виде отрывок, посвященный
Сиро Сайго, из книги Тосисиро Обата "Айки-дзюцу самураев".
"В 14 лет Сиро отправился в Токио, надеясь стать солдатом,
но получил отказ, потому что его вес был меньше минимально необходимого. Поэтому
он вновь сосредоточился на тренировках по дзю-дзюцу и быстро создал себе высокую
репутацию, которая привлекла внимание Дзигоро Кано. В Сиро Сайго он нашел
идеального бойца, для победы над врагами и конкурентами.
У Сиро Сайго, который занимался Дайто-Рю Айки-Дзюцу с
Таномо Сайго, одним из наиболее выдающихся Японских мастеров, были природные
способности, огромная сила и жажда знаний. К 21 году он получил Пятый Дан -
высшую степень, присваивавшуюся в школе Кодокан. В борьбе против других школ
Дзю-Дзюцу он побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю,
называемого Яма-Араси или "Горный вихрь", который стали отождествлять с его
именем. Больше никто из его поколения не мог овладеть этой техникой, сочетающей
бросок и замок кисти, и она была настолько сильной, что большинство противников
некоторое время после броска не могло встать на ноги.
Дзигоро Кано весьма умно, хотя и не вполне честно,
использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы доказать превосходство своей
собственной системы Дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал
своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков
кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку
считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой
школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых
"приемов", в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало
2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила сорев-нований, которые
хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию Дзюдо от уровня боевого
искусства (Бу-Дзюцу) к системе изучения боевого ис-кусства (Будо), и далее,
наконец, до уровня спорта и спектакля на публику.
Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после
публикации романа по материалам из жизни Сиро Сайго, что привлек внимание
иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных
системе "Дзю-Дзюцу" м-ра Кано, как она еще называлась. Официальной линией
Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей Дзю-Дзюцу по сравнению с
новым методом Кано. Публично утверждалось, что "Японцы, изучавшие старые и
сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные
трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано.
Обладатель Первого Дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным
рядовым учеником Кано" (цитировано по "Полному курсу Кано Дзю-Дзюцу", авторы
Ганкок и Хигаси, опубликованному изда-тельством G.P. Puthan and Sons в 1905 г.
Переиздана и сейчас может быть приобретена в Dover Public Inc., Нью-Йорк.)
Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть
запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов -
таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но
даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.
Если стиль профессора Кано был столь совершенным, зачем же
он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю Айки-Дзюцу
того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство
старых школ Дзю-Дзюцу не нарушит традиции и не начнет свободно учить своим
системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им
вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется
столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сиро Сайго.
Во всяком случае, многие из так называемых "Ко-Рю" - старых
школ Дзю-Дзюцу были вовсе не старыми, а включали группы тех, кто перенял
искусство после исчезновения класса самураев несколько десятилетий назад. Хотя
многих из них учили самураи, старавшиеся выжить в трудное время эпохи
Реставрации Мэйдзи, в основном они были дилетантами, не имевшими опыта поединков
и работы с оружием.
Все же было бы ошибкой слишком критически относиться к
профессору Кано, поскольку он достиг больших успехов в области образования и,
несмотря ни на что, добился признания своей унифицированной и
высокоорганизованной школы Дзюдо как основы стандартной системы подготовки
японской полиции и армии. В то время Дзюдо включало небольшое число приемов,
которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся
только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы "Дзюдока"
мог захватить его за одежду для выполнения приемов Дзюдо. Возможность
эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо
подготовленного самурая была невелика.
Случилось так, что Сиро Сайго оставил ряды школы Кодокан и
переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил Девятый Дан
"Хан-си" по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в
возрасте 57 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое
нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю, было настолько велико,
что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с
фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров Дзю-Дзюцу с борцами Сумо во
время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения
порядка и восстановления мира была вызвана полиция.
К сожалению, несколько храбрых полицейских офицеров,
пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сиро Сайго в реку
Сумида. Поскольку профессор Кано был главой полицейской школы Дзюдо, это могло
иметь самые серьезные последствия, и поэтому, чтобы избежать их, а возможно, и
избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго временно покинул его.
С отъездом Сиро Сайго из Кодокана оборвалась связь этой
школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени Дзюдо в основном утратило
свою жизненность. В последующие годы Дзюдо все больше и больше превращалось в
спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а "жесткое" Дзю-до
сохранилось только в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его
превращение из полуэффективного метода борьбы (формы Будо) просто в спорт,
практически неэффективный в реальном поединке, в котором для победы решающими
факторами стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.".
http://istina.rin.ru/fight/text/2724-7.html