С православной точки зрения человек - существо
духовно-телесное. Дух в человеке проявляется как совесть, Страх Божий. Через дух
также проявляются добродетели: вера, надежда, любовь. Душа имеет три основные
силы и сферы проявления - это сила умная, посредством которой человек познает
видимый мир; сила сердечная - это сфера чувств, которая проявляется через
любовь, скорбь, печаль, радость и т.д. Видимая часть в человеке - тело, плоть -
одежда души, и орудие души; телом человек привязан к материальному миру и живет
в нем, преображая его для своих нужд. Задача духовного развития и нравственного
совершенствования заключается "не в том, чтобы задавить и умертвить душевное и
телесное ради духовного, а в том, чтобы сделать управляемыми и послушными сферы
душевную и телесную духовными основами своей жизнедеятельности, как более тонкой
и высшей сфере в человеке.
Русская православная традиция воспитания в основе своей
имеет принципы сбалансированности духовного, душевного и телесного, т.е. для
того, чтобы ребенок узнал окружающий его мир и нашел в нем свое место, ему
показывают этот мир как согласованное целое, взаимосвязанное и гармоничное. Это
достигается тем, что сенсомоторное развитие (владение голосом, телом) сочетается
с развитием абстрактного мышления (молитва, чтение книг, слушание рассказов и
былин) и образного, а также здоровых эмоций. При этом устанавливается связь с
нравственным и эстетическим.
Увлекаясь новомодными и быстроменяющимися педагогическими
нормами, а чаще гипотезами, мы жертвуем нравственным и физическим здоровьем
наших детей, теряя драгоценные для воспитания первые годы жизни ребенка и
пренебрегая опытом многих поколений.
Сбор и публикации детского фольклора страдают тем
недостатком, что по ним не возможно воспитывать детей, применить их в жизни. В
этой статье хотелось бы хоть немного передать из богатого векового народного
опыта и предложить практический комплекс занятий с ребенком до года, показав, по
возможности, как народная традиция решала задачи духовного, душевного,
физического и нравственного развития с самого начала человеческой жизни.
Духовное же развитие и становление личности происходит только в лоне
Православной церкви, вне церковных таинств это развитие не возможно и дух
человеческий так и остается в стадии зародыша, так как духовная жизнь связана с
Богом и Бог - есть Дух и только в общении с Ним, дух человеческий возрастает.
Касаясь тайны деторождения, хотелось бы обратить внимание
на учение об этом предмете мужей, которые благодаря чистоте своей жизни проникли
в глубины человеческого естества. Они учат, что душа ребенка начинает
формироваться с первого взгляда юноши и девушки. Следовательно, чистота и
целомудрие влюбленных является залогом нравственного и душевного здоровья их
младенца и нации в будущем и наоборот.
Отношение к себе ребенок начинает чувствовать именно с
начала жизни, т.е. с внутриутробного периода. Как только проявляются признаки
беременности и сама будущая мать и окружающие уже начинают заботиться о ребенке.
Дитя - дар Божий, дети преображают дом. По этому плодоносящая должна внимательно
относиться к своему душевному состоянию, это время для нее связано со многими
запретами. Современные ученые лишь недавно установили, что уже во внутриутробный
период у маленького человечка начинает работать слух и вестибулярный аппарат, он
чувствует и даже видит свет, т.е. уже в материнском лоне ребенок "накапливает
информацию", уже учится, и характер этого опыта оказывает либо положительное,
либо отрицательное воздействие на всю последующую жизнь. Но с незапамятных
времен все это учтено в мудрости народной и применяется в жизнь, в частности в
форме запретов для беременной, оберегающих её и дитё от вредных впечатлений: она
не должна быть при заколе животных и слышать их крик при этом, иначе, говорят,
родившегося ребенка "обуяет родимчик, он не будет по ночам спать, и изведется от
крика"; "отяжелевшей" нельзя касаться руками своего тела, пока у нее не пройдет
страх и испуг от грозы, молнии, пожара, чтобы не передать страх дитю; чтобы
родившийся в будущем не стал пьяницей; "брюхатая" мать не должна пить водку,
бражку и желать горьких овощей: лука, перца, редьки; "во бремени" женщина
старается не глядеть на все некрасивое, уродливое, неприятного вида, и наоборот,
ей полезно смотреть и любоваться на "маленьких здоровеньких ребятёнков", и часто
взглядывать на мужа, чтобы "ребятёнок был на него похож и в него хорош и
пригож", или смотреть на себя в зеркало; любоваться цветами.
Будущая мать должна себя беречь и нравственно, духовно. В
древности женщины "на сносях" часто старались посещать храм Божий и особенно в
"Святки", на "Рождество", Пасхальную неделю, "Троицу" и "Николу". В это время
беременные ходили в церковь, оставляли за церковным порогом все страхи и
тревоги, и посредством живого общения с Богом они душой утешались и
успокаивались созерцая духовную гармонию храма, икон; через это они приобретали
доброе твердое настроение, а если мать спокойна, то и ребенок тоже.
Бережное и спокойное отношение к будущей матери должно быть
и со стороны окружающих. "Брюхатая" должна пить больше молока и есть красные
ягоды: бруснику, клюкву. Но богатое питание сочеталось в крестьянской жизни с
гораздо большей нагрузкой, чем у большинства современных женщин. Русская
традиция и опыт придерживается принципа, что беременной молодухе лучше работать,
чем отдыхать - легче родит, важно не работать чрезмерно, не надорваться. Через
нагрузку матери и ребенок получает необходимую ему нагрузку, что обеспечивает
ему правильный обмен веществ, и опыт, и готовность к труду. Это разумный подход,
защищающий женщину от гиподинамии, излишков веса, а с точки зрения обмена
веществ в организме, мышечная работа - основной поставщик углекислоты во
внутреннюю сферу.
Во время беременности специальные бабки учили молодуху
особым образом дышать и кричать в момент родов, чтобы и самой и младенцу легче
перенести момент рождения. Мы видим, что уже в утробе матери малыш проходит
своего рода школу. С момента появления на свет начинается новый этап, теперь
становиться явным пол ребенка, в соответствии с которым и идет воспитание,
например мальчику желают:
Расти, казак,
Пригож, богат,
Силён, смышлён,
Красотою наделен.
Вообще, воспитание мальчика это длительный,
многоступенчатый процесс, которому нужно уделять особое внимание. В древности в
первые же дни после рождения мальчику давали подержать в руки нож - через это
символическое действие ребенок признается мужчиной, таким же, как все, но еще
маленьким. То же значение посвящения в мужчины - воины имело и символическое
облачение мальчика в кольчугу и шлем. Об этом древнем обряде упоминается в
"Слове о полку Игореве":
"Метки в стрельбе мои куряне
Под трубами повиты,
Под шеломами взлелеяны,
Концом копья вскормлены,
Пути им все ведомы..."
Так князь описывает правильное воспитание своих воинов,
подчеркнув, что оно началось с самого детства. Рождение будущих воинов
ознаменовано сигналами труб, как и победа в бою; взлелеяны, взращены они под
шлемами, то есть с одной стороны, под защитой оружия, а с другой, - практически
в шлеме, т.е. облаченными в доспехи, и с младенчества приучаясь носить оружие,
пользоваться им и ценить его. "Концом копья вскормлены" сказано про воинский
обычай есть с ножа, что придает силу, мужество, ярость в бою.
Важным являлся также и этап освящения сына - когда ребенка
приносили домой, его брал на руки отец, и, перекрестив, клал его в люльку, т.о.
он благословлял своего сына. Мальчик сразу приобщался к мужской культуре словом,
мелодией, ритмом, символами, первыми тактильными ощущениями.
http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?id=2919&p=1&sait=6