Статей на сайте [17561]
ГлавнаяНовостиСтатьиПартнерыМагазинФорумКарта сайта
Айкидо
История
Техника
Клубы, залы
Персона
Статьи
Джиу-Джитсу
История
Техника
Бразилия
Клубы, залы
Разное
Дзюдо
История
Персона
Приемы
Статьи
Разное
Капоэйра
Персоналии
История
Техника
Статьи
Карате Ашихара
История
Персона
Техника
Статьи
Клубы и залы
Карате Киокушин
Персоналии
Техника
Клубы, залы
Ката
Статьи
Карате Шотокан
История
Приемы
Ката
Персона
Разное
Карате Эншин
Статьи
История
Техника
Клубы и залы
Кикбоксинг
Правила
Техника
Статьи
Кунг Фу (Ушу)
История
Статьи
Техника
Стили
Ушу Тайцзи-цюань
Книги
Мастер-класс
Удары руками
Удары ногами
Растяжка, гибкость, шпагат...
Мастер-Класс
Оружие
Меч
Дерево (нунчаку, тонфа, бо ....)
Разное
Русские стили
Самбо
Кадочников
Слав. Гориц. Борьба
Буза
История
Статьи
Техника
Разное
Самооборона
Для женщин
Техника
Оружие
Статьи
Клубы, залы
Книги
Таеквондо
История
Техника
Хапкидо
Статьи
Разное
Обзоры сайтов
Разное
Добавить статью


Склизков В.А. "Буза - другой мир" - Буза - Русские стили

По настоящему тренировка в бузе начинается только после того, как удается избавиться от имеющихся стереотипных представлений, о том, что такое боевое искусство, как должны проходить занятия и т. п. В этой статье мы еще раз попытаемся показать, что буза, это не то, к чему мы привыкли, это другой - русский мир.
Только в русских боевых искусствах непосредственно, напрямую передают навык ведения боя. Для них техника вещь важная, но не главная - это инструмент, которым пользуются потому, что он облегчает жизнь, хотя в принципе можно обойтись и без него, а вот для других систем она является и задачей и конечной целью обучения. Выше сказанное требует пояснения. Умение драться - это навык, не описываемый в технических терминах, он вообще от техники не зависит. Можно владеть любыми самыми совершенными приемами и не уметь драться, а можно наоборот быть крутым бойцом, не имея о них никакого понятия. Разъясним ситуацию на таком примере. Задайте себе или кому-нибудь вопрос: что такое умение плавать? Если сказать: это движение руками так-то, а ногами вот так, то предложите человеку, не умеющему этого делать, так ими подвигать. Он поплывет? Однозначно, нет. Умение плавать - это навык, как и умение драться, не описываемый траекториями и способами движений конечностями, он лежит в области психического, а не механического.
В качестве иллюстрации к выше сказанному приведем отрывок из книги Р. Камалетдинова "Его величество удар", в котором автор сначала приводит результаты исследований проведенных профессором бокса В.И. Филимоновым и доцентом кандидатом педагогических наук, тренером З.Н. Хусяйновым, а потом высказывает свое мнение по этому поводу:
"На основании эксперимента, проведенного профессором В. И. Филимоновым в 1983 г., в котором участвовало 120 (!) боксеров, вытекает следующий вывод.
А) Взрывной импульс и скоростно-силовые способности мышц ног являются важным фактором эффективности "нокаутирующего" удара.
     Б) Известно, что в основе ударов бокса лежит следующая последовательность движений:
          1) отталкивающее разгибание ноги;
          2) вращательное движение корпуса;
          3) движение руки к цели.
Нарушение данной последовательности движений не дает возможности в дальнейшем росту скоростно-силовых характеристик удара….
Обращает на себя внимание тот факт, что степень вклада мышц ног в ударное движение у "нокаутеров" самая большая (38,65%) и соответствует аналогичному показателю в группе мастеров спорта. Это лишний раз подтверждает необходимость совершенствования скоростно-силовых характеристик ног у боксеров….
С концепцией №3 "Взрывная сила ног" я как автор позволю себе не согласиться по ряду причин.
1) Нередко бьют и новички, которые не умеют пользоваться техникой ног как следует.
     2) Я видел удары, когда боксер был практически оторван от пола.      3) Люди, далекие от спорта, на кулачных стенках (уличных) при весе 50 - 60 кг били очень тяжело, а ведь они не то чтобы могли иметь какое-либо понятие о взрывной силе задней ноги, но даже не имели понятия об элементарной стойке и ударных движениях в боксе.
     4} Я знал боксеров, которые в течение года занимались развитием взрывных способностей ног и в итоге так и не стали "бить".
     5) Я склонен предполагать, что мы больше имеем дело с природной особенностью некоторых людей каким-то образом аккумулировать и концентрировать свой удар в нужный момент. И скорее всего, по-моему глубокому убеждению, этот "фактор" более психический, нежели силовой в физическом отношении, так как он несет в себе больше волевой окраски, чем физической!
В доказательство этого я предлагаю вспомнить случаи, когда опытному боксеру целый коллектив тренеров в течение ряда лет "ставит" удар, а он так и не бьет.
И вместе с тем встречаются новички, которые походили-то всего в секцию будучи юношами (14 - 15 лет) четыре месяца и "бьют", хотя тренер практически еще не успел уделить им должного внимания, индивидуально с ними никто не работал.
Я твердо убежден, что Его Величество Удар - скорее природная одаренность человека. И также как тренер чувствую, что у ученика либо удар есть, либо его нет.
Если он есть - тренеру нужно обратить вовремя на него внимание и всесторонне технически оснастить его. Если его нет - то помочь спортсмену развить его до определенных границ возможности, где как раз и может пригодиться концепция № 3 "Взрывная сила ног"".
В этом отрывке Камалетдинов демонстрирует уникальное для спортивного специалиста близкое к бузовскому понимание удара, разница только в том, что в отличие от спорта, в бузе удар не является чисто врожденной способностью, его ставят всем кому хотят это сделать.
Умение бить, как умение драться, плавать, это навык, не описываемый набором механических движений частей тела, ему нельзя научить (это признают спортивные специалисты), но его можно передать, и что важно, он мало зависит от физических качеств бойца и траекторий движения конечностей.
Продолжая разговор об ударе, приведу еще один отрывок из той же книги:
"Именно этому я был неоднократно свидетелем, когда боксер излишне замедлен, его удар затянут, да так, что его видят, как в замедленном повторе, все болельщики и далеко неискушенные в боксе зрители, и тем не менее этот удар приводил к тяжелейшему нокауту. А ведь чаще всего мы привыкли видеть, что нокаутирующий удар едва заметен. Неопытные зритель даже не может понять в чем дело. Он видит бой и видит, как соперник падает. Здесь же мы видим обратное, и когда нокаут происходит от "затянутого" удара, значат спортсмен обладает этим качеством - "попасть во время".
Само же явление "затянутости" удара - это чисто природная особенность данного человека и, если боксер при этой "затянутости" не попадает во время, то это скорее недостаток, нежели достоинство.
В свою очередь замечу, что со стороны это выглядит необычно: наблюдается эффект "тяжелой руки". Еще раз хочу оговориться: специально этот метод никто не тренирует, это в своем роде чисто природная особенность".
Честно говоря, поражает наблюдательность Камалетдинова, он подметил существование эффекта "тяжелой руки", при наличии которого даже медленный удар становится страшным оружием. Если для спорта это какое-то необычное явление, то для бузы основной момент постановки удара. Его появление целенаправленно добиваются, используя соответствующую методику.
В бузе напрямую учат драться, разберемся, как это делают, учитывая, что такое умение нельзя описать ни техническими, ни любыми другими терминами. Можно разными способами передавать накопленный опыт. Например, так как это делается в школе по принципам от простого к сложному, за счет расчленения сложного на составные части, их отдельного изучения с последующей попыткой составления из них целостной картины и т.д. Такой подход эффективен для передачи знаний, но не пригоден для передачи навыков. Пример тому, изучение иностранного языка. К выпускным экзаменам школьник знает множество слов и правил, а языком не владеет, нет у него такого навыка, не передали. Навык, это то, чему нельзя обучить, его можно предать или человек должен выработать его сам в процессе самостоятельной работы.
В спортивных и восточных единоборствах система обучения построена как в школе: способы ведения боя разбиты на приемы (слова), приемы объединены в связки (грамматические правила), всему этому учат без передачи навыка ведения боя. Каждый боец пытается выработать его сам, за счет большого количества спаррингов. Потому так велика их роль в этих единоборствах. В основе же бузовского способа подготовки бойца лежит система передачи навыков, и попутно необходимых знаний, называется она "из рук в руки, от сердца к сердцу". Это похоже на то, как происходит передача манеры говорить, двигаться, что-то делать, в семье от отца к сыну, от матери к дочери. В отличие от семьи, где эти процессы идут бессознательно, в бузе они представляет собой хорошо разработанную методику.
Забавно иногда слышать, когда про карате говорят, что это невидимое оружие, которое всегда с тобой. Как только каратист становится в стойку, сразу видно с кем имеешь дело. По настоящему невидимым оружием является только русское боевое искусство, построенное на навыке, а не заученном движении и потому проявляющее себя в многообразии форм, не всегда друг на друга похожих. Это одна из причин, почему его не находят, глядя в упор, специалисты выросшие на восточных единоборствах. Их глазу не за что зацепиться, нет стандартных положений, канонизированных приемов и ритуалов, нет той мишуры, которую они считают обязательным атрибутом боевого искусства. А, если они и замечают что-то знакомое, то считают это заимствованием из других систем и продолжают упорно не находить. Другая причина заключается в том, что они просто не хотят его увидеть, т.к. в этом случае им придется признать свою некомпетентность в этой области, также играют роль коммерческие и политические интересы.
Надеемся, что вышеприведенная информация, хотя бы кому-то из читающих эту статью, дала возможность увидеть или почувствовать, что буза - это нечто особенное, не похожее на то, к чему мы привыкли. Постараемся еще в большей степени подчеркнуть эти различия.
Все системы, именующие себя боевым искусством, обещают победу слабого над сильным. Восточные единоборства саму возможность такой победы обосновывают примерно таким образом: "Представьте себе, что противник обладает силой в 7 единиц, вы обладаете силой в 3 единицы. В ответ на его атаку вы не оказываете ему противодействия, а уходите с линии атаки и добавляете к его силе свою. В результате на него оказывается воздействие в 10 единиц, что его и повергает". Спору нет, такая ситуация вполне возможна но при одном условии, если сильный ошибется. Для восточных единоборств является аксиомой, что возможность поражения заложена в самом противнике, т. е. его можно победить только тогда, когда он это допустит. Другими словами, восток даже теоретически не может обосновать возможность победы сабого над сильным, кроме как за счет случайности.
В русских боевых искусствах победа в бою зависит от бойца, от степени его подготовки и не важно будет противник ошибаться или нет, если боец сделает все как надо враг не зависимо от его силы и массы будет побежден. Это обеспечивают заложенные в бузе принципы работы, среди которых выделим три: построение с противником единой двигательной системы, принцип сложения усилий и "Домик" (см. сказку "Избушка лубяная"), первый из них позволяет начать бой, второй закончить, третий обеспечивает работу двух предыдущих. О принципе сложения усилий уже писалось в статье "Бросок" поэтому здесь его касаться не будем. Он, к сожалению не прост, как для понимания, так и для объяснения, проиллюстрируем это на таком примере, в системе Кадочникова его поясняют вообще без слова сила, там это делают, используя понятие время. К счастью, бузовскую работу можно полноценно освоить без углубления в теоретические основы системы, знание которых желательно для инструкторов и не обязательно для бойцов.
В этой же статье постараемся дать представление о том, что значит, работать в одной системе. Представьте себе неподвижного противника, вы стоите рядом с ним на дистанции, с которой можете выполнить любой удобный вам удар. Это простейший случай, когда вы находитесь с человеком в единой, в данном случае статической системе, можно его спокойно, эффективно атаковать, т. к. он неподвижен и открыт.
Начнем усложнять ситуацию, противник начинает перемещаться, вам, чтобы остаться с ним в системе необходимо двигаться с его скоростью так, чтобы сохранять неизменной дистанцию. Он перемещается вперед, вы назад, он назад вы за ним, он вправо, вы вправо, он влево и вы влево. Если будете действовать таким образом, то относительно вас он будет неподвижным, как в первом статическом случае, и если вы умеете бить из движения, то вы также сможете его легко атаковать. Логика дальнейшего усложнения вполне понятна, противник к перемещениям должен добавить удары ногами, руками, захваты, выходы на броски. Вы же построить взаимодействие с ним таким образом, чтобы сохранить ту же систему.
Прежде чем рассказывать, как это делается, опишем, что испытывает боец, когда ему это удается. В этот момент противник, независимо от того, что делает, начинает восприниматься как неподвижный и открытый, тут его можно результативно атаковать. Если у вас достаточно сил и умения, чтобы вырубить не двигающегося, хотя и напряженного человека, то, владея бузовской работой, вы сможете с ним сделать то же самое независимо от его действий.
Для того чтобы работать с противником в единой системе, в первую очередь надо уметь перемещаться, для удержания своей дистанции, и вписываться в удары, т.е. пропускать их мимо себя, сохраняя удобную для контратаки позицию, но всего этого не достаточно. Уже упоминалось о необходимости работать с нападающим на одной скорости, а это практически невозможно, если на него не оказывать никакого воздействия. Поясним это на таком примере: вперед лицом человек может бежать гораздо быстрее, чем спиной, т.е. вы не сможете сохранять нужную дистанцию с активно атакующим вас человеком пятясь назад, его надо притормозить. Делается это с помощью не акцентированных скоростных ударов в уязвимые части тела, пах, глаза, горло и что особенно важно по ногам. Не акцентированные удары, т.е. без вложения массы тела и концентрации усилий, используются потому, что они хоть и слабее, но зато быстрее, чем силовые, это дает выигрыш в скорости. Когда же вы с помощью перемещений, вписывании и скоростных ударов сумеете войти в единую систему с атакующим вас противником, и он начнет реально восприниматься как неподвижный и открытый, то вы сможете атаковать его самым, что не на есть акцентированным, силовым или каким хотите ударом, броском или их сочетаниями.
Уже много говорилось о том, что в бузе работают по принципам, а не по приемам, упоминалось и почему так делают. Сейчас вы узнаете еще одно этому объяснение, в связи с выше изложенным материалом. С противником систему можно построить только в одном случае, если работать от него. А какой он запустит в вашу сторону удар, по какой траектории, предсказать невозможно, надо вписаться в любой и независимо от того, в какое положение вы из-за этого попали, уметь из него выполнить необходимый для данной ситуации ответный удар. Такую работу невозможно свести к набору техник и приемов. В любом единоборстве, где есть свои стандартные, пусть даже самые рациональные стойки, удары броски, защиты, работают от самих себя любимых, а не от противника. Это значит, что всегда будет силовое противоборство, в котором победит, естественно, сильнейший. В воинском же искусстве побеждает лучший, именно за счет своих навыков и умения, а не массы и объема бицепса.
Бузовской подход к ведению боя может использоваться и в спорте, хотя и весьма ограниченно, из-за запрета на атаку в уязвимые части тела. Чтобы его использовать, спортсмен должен как минимум не уступать, а лучше, превосходить в скорости противника, тогда, выстраивая систему, он сможет выйти на акцентированный нокаутирующий удар. Это, кстати говоря, можно видеть в работе некоторых боксеров высокого уровня. Их специально этому не обучали, но они благодаря врожденным способностям и огромному опыту вышли на это интуитивно, хотя полностью и не осознают, что и как они делают.
На самом деле, чтобы освоить бузовскую работу, построенную на организации единой системы взаимодействия с противником не надо обладать какими-то неординарными способностями. В бузе есть методики, с помощью которых этому обучают, они разные для разного типа бойцов, энергичных, активных и вдумчивых, неторопливых. Но не зависимо от используемой методики все, в конце концов, приходят к примерно одинаковой работе.
В этой статье мы в очередной раз коснулись некоторых аспектов бузы, как системы. Буза - это огромный мир, и надо понять очень важную вещь, он не существует вне традиционной русской мужской воинской культуры. Он не отделим от русской песни, частушки, пляски. Напоследок, еще один пример, показывающий, что это другой мир, где все не просто так и не так, как мы к этому привыкли, хотя внешне этого и не видно. Песня в бузе не только способ отдыха и поднятия настроения, она в ней работает так, что позволяет многократно увеличить скорость реакции бойца на неожиданную, не стандартную и опасную ситуацию. О том, как это происходит, и какие механизмы за этим стоят - это уже другой разговор.
http://www.buza.ru/text.php?cat_id=5&text_id=54
 

Вернуться в раздел....
Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?
  Регистрация




ПОДПИСКА
Изменение параметров

Новости единоборств

13.02.2011 Федор Емельяненко против Антонио Силвы. Победа Силвы техническим нокаутом во 2-м раунде (ФОТО-ВИДЕО)

14.07.2010 Федор Емельяненко против Фабрицио Вердума. Победа Вердума приемом, который стал одновременно болевым и удушающим. (ФОТО-ВИДЕО)

25.01.2010 Статья о Федоре Емельяненко, опубликованная в февральском номере журнала Men's Health. Страницы журнала. (ФОТО)

22.01.2010 Фёдор Емельяненко встретится в бою с Фабрицио Вердумом 16 Апреля (ФОТО)

Федор Емельяненко. "Достучался до небес" (ФОТО)

09.11.2009 Фёдор Емельяненко - Бретт Роджерс. Как это было (ФОТО-ВИДЕО)

08.11.2009 Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Победа Федора (ВИДЕО)

05.11.2009 Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Ударная тренировка Федора Емельяненко (ФОТО)

Федор Емельяненко против Бретта Роджерса. Трансляция турнира на НТВ ПЛЮС и Первом канале (ВИДЕО)

30.10.2009 Федор Емельяненко проведет показательный бой в Санкт-Петербурге

Пресс-конференция, посвященная бою Федор Емельяненко - Бретт Роджерс. (ФОТО)

Тренер Бретта Роджерса: "Федор Емельяненко будет шокирован" (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Утренняя тренировка Федора Емельяненко (продолжение) (ФОТО)

28.10.2009 Иван Емельяненко выиграл чемпионат Санкт-Петербурга по рукопашному бою. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Тренировка Федора Емельяненко. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Федор Емельяненко и его близкие. (ФОТО)

Боевой Лагерь 360': Федор против Роджерса. Пресс-Релиз. (ФОТО)

21.10.2009 Бретт Роджерс готовится к поединку против Федора Емельяненко (ФОТО)

16.10.2009 Федор Емельяненко на телеканале CBS (ВИДЕО)

05.10.2009 Фёдор и Марина Емельяненко обвенчались в храме Святителя Николая. (ФОТО)