Методики обучения
Особенность методик обучения, применяемых в «Системе»
заключается в том, что они основываются на единых принципах, учитывают
индивидуальность каждого обучаемого и всегда оказывают одновременное воздействие
на тело и психику человека, формируя их в неразрывной связи, как единое целое.
Эти методики имеют глубокие исторические корни, что ярко проявляется в
используемых способах, формах и методах обучения. «Система» включает в себя так
называемую БАЗУ – базовый уровень готовности тела и психики, позволяющий
человеку в дальнейшем самостоятельно специализироваться в любом виде
деятельности (спорте, профессии, взаимоотношениях с людьми и др.), и ПРИКЛАДНУЮ
ЧАСТЬ – ряд универсальных методических комплексов, позволяющих готовить
специалистов в различных областях человеческой деятельности.
БАЗА – освоение обучаемым в процессе занятий основных
принципов функционирования тела и психики человека. Освоение принципов
методически строится на основе единого комплекса физических, психологических и
духовных упражнений, развивающих тело и психику обучаемого. Освоив БАЗУ
обучаемый способен перенести на её основу двигательные схемы любой человеческой
деятельности и повысить свою эффективность именно за счёт правильного выполнения
базовых составляющих любого действия – дыхания, элементарных движений,
сохранения равновесия, правильных перемещений, выбора необходимых дистанций,
рационального распределения усилий, оптимального состояния психики, ощущение
собственного тела, тела другого человека и т.д. Любое, даже самое сложное,
действие человека можно разложить на элементарные физические и психологические
составляющие. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному,
непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым
оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние
занимающихся. Освоение БАЗЫ «Системы» – это и есть освоение этих самых
элементарных составляющих любой человеческой деятельности.
ПРИКЛАДНАЯ ЧАСТЬ «Системы» отражает возможности применения
«Системы» в различных областях человеческой деятельности. Прикладная часть
«Системы» многогранна, так как освоенная БАЗА «Системы» применима практически к
любой деятельности человека. Наиболее ярко это проявляется, конечно же, в
областях связанных с физической активностью. В прикладной части «Системы» можно
выделить такие наиболее востребованные сегодня разделы как:
военно-прикладной;
полицейский;
обеспечения безопасности;
спортивный;
и др.
Военно-прикладной и полицейский разделы прикладной части
«Системы» – это комплекс методик и специальных физических и психологических
навыков, дающий возможность подготовить специалистов, выполняющих различные
силовые функции как в государственных (Минюст, МВД, МО, ФСБ, ФСО и др.), так и в
негосударственных (службы безопасности, частные охранные предприятия и др.)
силовых структурах. Уникальность этого методического комплекса состоит в том,
что он позволяет по единой универсальной методике готовить специалистов
различного профиля: от частных охранников и сотрудников государственных структур
с полицейскими функциями до специалистов разведывательно-диверсионных
подразделений, которые способны активно, самостоятельно действовать, адаптируя
полученные навыки к любой обстановке, к любым особенностям решаемых задач.
Базовые принципы «Системы» позволяют формировать прикладные комплексы любой
направленности и сложности, гармонично встраивать их общевойсковую и специальную
тактику, особенности действий различных подразделений и одиночных специалистов,
применять их к действиям с любым видом спецсредств и оружия. «Система» позволяет
формировать группу, подразделение, подготавливать условия для проведения
быстрого и успешного боевого слаживания подразделений любого профиля.
Сегодня большой проблемой для сотрудников любых силовых
структур является стресс: как попадание в процессе служебной деятельности в
психотравмирующие ситуации, так и накопление стресса в повседневной жизни. Можно
с уверенностью говорить, что занятия по «Системе» позволяют значительно снизить
отрицательное воздействие стрессовых ситуаций на организм человека. Причин здесь
несколько:
во-первых, стресс накапливается в теле, в мышцах, а в
«Системе» проработка тела, повышение его чувствительности, являются необходимым
условием успешной работы;
во-вторых, «Система» учит правильному дыханию, а дыхание –
это основа регулирования физиологических процессов в организме, которые являются
главным механизмом стрессовой реакции;
в-третьих, «Система» повышает готовность человека к
автоматическим, подсознательным действиям в ответ на угрозу, что, в свою,
очередь, устраняет наиболее травматическую реакцию на стрессовое воздействие –
замирание;
в-четвёртых, занятия по «Системе» повышают уверенность
человека в себе, своих силах, выравнивают эмоциональный фон занимающегося, что
значительно расширяет «зону стабильности» психики – основу устойчивости к
стрессовым воздействиям.
Кроме того, регулярные занятия, сформированный интерес,
являются сильным стабилизирующим фактором в жизни человека, особенно в
нестабильной окружающей обстановке. Интерес к «Системе» расширяет кругозор,
выводит мышление из профессиональной плоскости, позволяет другими глазами
взглянуть на происходящие события, тем самым защищая человека, специалиста от
профдеформации – современного бича многих профессий.
Широчайшие возможности «Система» предлагает в такой области
как обеспечение безопасности. Здесь речь идёт как о личной безопасности, так и о
личной профессиональной безопасности сотрудников силовых структур и
военнослужащих, выполняющих задачи, связанные с повышенным риском. Не секрет,
что причины большей части трагедий, происходящих с людьми, как при исполнении
служебных обязанностей, так и в быту, являются невнимательность, психологическая
неготовность к действиям в экстремальных ситуациях, неумение действовать от
ситуации, неумение видеть происходящее, прогнозировать ситуацию. Занятия
«Системой» выстраивают автоматический навык работы «от ситуации», готовят
психику к оптимальному реагированию на опасность, к самостоятельному,
нестандартному мышлению, подготавливает тело к тонкому
ощущению противника и ситуации. Основой безопасности является знание опасностей
и готовность тела и психики к встрече с ними. Одним из принципов «Системы»
говорит о том, что самая большая опасность для человека – это он сам. Только
знание себя, освоение своего тела, изучение своей психики уберегут человека от
главной опасности – неадекватных ситуаций собственных действий.
В плане спорта «Система» позволяет готовить спортсмена
любого профиля, формируя БАЗУ и подбирая необходимые методические комплексы для
отработки специфических именно для этого спорта действий. Тренер, владеющий
«Системным» подходом, способен увидеть больше в действиях своих подопечных,
понять работу мышечной системы, взаимодействие дыхания и психики. Видя ошибки и
неслаженные действия систем спортсмена, он может вносить соответствующие
коррективы посредством специальных методик и упражнений, добиваться оптимального
взаимодействия всех систем организма. В командных видах спорта методики,
используемые в «Системе», позволяют добиться от каждого спортсмена ощущения
партнёров, единой, слаженной работы команды в целом.
http://www.systemaryabko.ru/Methodika.aspx