КУЛАЧНЫЙ
БОЙ.
11. УДАР СВЕРХУ ("румбя") И ПОЩЕЧИНА
«Рубящий" удар, впрочем, как и подхлест, связан с техникой
работы оружием при более короткой траектории - при этом ладонь сжимается
лодочкой - получается пощечина, один из самых древних ударов. Удар "рубмя"
наносится кулаком или раскрытой ладонью (плашмя).
Подготовительное упражнение: серия пощечин - "мишка
разгоняет лапами пчел". Ноги полусогнуты и косолапы, таз - впереди плеч.
"Восьмерка" в тазе и плечах, движение корпуса и рука сама выкидывается к макушке
и оттуда хлещет по дуге в наклонной плоскости. Аналогия с кистенем (для удара "рубмя"):
таз -рукоять, от таза до кулака - единая плеть, кулак - гирька. В случае
пощечины -аналогия с плетью. Лапа подается в осевую плоскость навстречу удару,
локоть на возврате тянется за осевую плоскость (за солнечное сплетение).
Необходимо научиться хлестать руками только за счет корпуса. Отрабатывая разовый
удар или же делая "рубящий" в раскрутке, мы на подъеме руки привстаем на носки
или прыгаем вверх, а на ударе - осаживаемся пятками в пол. Это может сочетаться
с прыжком вперед (в сторону) с ударом по стопе. Работая на месте или в
раскрутках, следите за "сгрудкой", т.е. за тем, чтобы плечи не проваливались
вперед.
12. "РУБЯЩИЙ" УДАР В КРУГОВОЙ СВЯЗКЕ
Удар сверху может оказаться защитой от прямого удара рукой
или ногой, защитой от ножа. Он может быть выполнен и по воздуху - для
инерционной
раскрутки (об этом ниже). Да и за каждым ударом скрывается
целый веер ударов - самые мощные из них лежат в плоскостях "громового знака" (в
зависимости
от способа перемещения - в разных плоскостях).
Круговые связки наиболее эффективны в осевой плоскости.
Правая рука незаметно отводится назад (до контакта) и, не
поворачиваясь к противнику, выполняется подхлест назад (см. 9). При контакте
кисть выбрасывается наверх и, минуя темя, хлещет впереди стоящего. Опять-таки
через "проволакивание", скользя по уху, попадаем в шею, ключицу и т.д. Резкий
подъем (или прыжок) на подхлесте и удар пятками в пол на ударе сверху. Корпус
вертикален. Работа таза (плеч) обозначена на картинке справа маленькими цифрами.
При этом таз выполняет небольшой маятник (как и в 10): назад вперед. Круговая
связка может быть выполнена на самых разных дистанциях. Назад: подхлест снизу
кулаком, локтем, удар плечом; вперед: удар сверху локтем, кулаком, головой, все
боковые удары - десятки комбинаций. Отрабатывать надо в этом и в обратном
вариантах, т.е. начиная с удара сверху. Для его маскировки можно поднять руку,
почесав затылок или поправить очки. Вполне достаточно этих двух вариантов
круговых связок (из четырех возможных). Остальные два: начиная с отмашки назад
(через верх) и заканчивая ударом снизу (отмашкой вперед), и наоборот.
13. БОКОВОЙ УДАР ("подхлест")
Подхлест (он же "хлест" или "с плеча") общеупотребителен на
Руси. Это одни из самых скоростных ударов (5-7 ударов в сек.). Начинаем мы его с
прыжков на месте, переходя на работу локтями. Проверяем - не взглядом, а
мысленно-вертикальное колебание корпуса, закручиваемость
бедра, при ударе "косолапой" ногой в пол, совместность работы обеих рук, наклон
корпуса от
противника ("сгрудка"). Сделав пару серий локтями,
раздвигаем лапы вдвое (а они были на ширине плеч) и локоть сам выхлестнет кисть.
Кулаком на Руси
работали редко (и лишь в определенные места) - чаще били
запястьем. Лапы, как и при "локотках", ставятся параллельно осевой
плоскости и составляющая удара
направлена в бок. На противнике удар направляется и в бок,
и на себя, и чуть от себя (по месту), но не прямо. Иначе получается
"тычок" (которые в обрядовой технике не допускались, мы их и не показываем).
Подхлесты работаются обязательно сериями, на полном расслаблении, пока не
нашупается необходимая траектория. Восьмерка в плечах максимальна, ощущение
плети от таза до кисти, внимание на возврат. При ударе кулак сжимается только в
момент контакта, а при ударе запястьем - лишь слегка поджимаются пальцы. На
возврате ладошка хлопает по груди - в учебном варианте, а на боевой скорости
хлопок отпадет. Работаются подхлесты и на месте (но все же с прыжками), и в
движении. Но всюду одновременность по звуку: правая нога в пол - правая рука по
лапе. Чтобы поставить подхлест, рекомендуется до поры вообще не работать
кулаками, а только запястьем.
Связки из подхлестов надо чередовать с раскрутками на
преследование (см. 6 и 8). При перемещении "скоком" (маятником) нужно добиться
рикошетиро-вания от земли. Такое движение напоминает детскую игру "в блинчики"
на реке. При боевых скоростях, соли мы стоим на месте, ноги не успевают
отрываться от земли, но все же как бы вибрируют, ибо сохраняется "восьмерка" -в
тазу.
http://dao.tomsk.ru/book.html