КУЛАЧНЫЙ
БОЙ.
Перед нами - в виде "громового знака" - диаграмма русского
кулачного боя.
Термин "кулачный бой" имеет два значения:
1.
Обрядовый (игровой) бой - дозволенные этикой
(в каждый период этноса
в своих рамках) удары и защита от них.
Во избежание путаницы следовало бы пользоваться во втором случае более
точным термином: "рукопашный бой". Но
последний настолько прочно дискредитирован в наше время (под ним подразумеваются
всевозможные "восточные" смеси), что
нам пришлось отказаться от него.
Далее мы опустим две
части: борьбу, так как имеется обширная литература с описанием древних стилей
борьбы, а также существует борьба самбо, в лучших
своих представителях, сохранившая и стиль, и
дух русских традиций (есть и хорошие учебники). Опустим также и работу
оружием -старинным ли, современным - за этой экзотикой не стоит ничего хорошего.
Тот, кто освоил пластику движений, без труда
овладеет оружием сам. Впрочем, тот, кто освоил - мы
надеемся - в нем не нуждается. Предложенное ниже, скорее всего, -
хореографические миниатюры, а наша задача -научиться двигаться в пространстве
традиционной культуры.
РАЗМИНКА
Все в кругу. И тренер со
всеми (когда надо, он выходит в центр и показывает). В кругу пляшем, бегаем, работаем в парах и тройках. Растяжка спины
(потягивание вверх и в стороны, "зевание"), пляска "вприсядку", прыжки через
препятствие, акробатика, растяжка рук и т.д. Технику "пляса" мы не показываем,
ибо его вряд ли удастся изучить заочно. И вообще, все, что касается пляса "ломания", народных игр и т.п., мы рекомендовали бы найти там, где вы
живете, и изучать не по учебникам.
1. ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ
"Разговорная стойка" ("сгрудка"):
ступни косолапые, колени чуть согнуты, ноги
на ширине плеч, полное расслабление, голова "гордая", грудь - колесом. Таз
всегда впереди - под центром веса, который в момент удара уходит из груди
вперед.
Трение нам не нужно: мы приподнимаемся над землей и
поворачиваем нижнюю половину -тела за счет
инерционности верхней. Полная аморфность всего, что не участвует в прыжке. Стопы
при прыжках идут по кругу, пяточка почти не отрывается от пола. Второй
прыжок (в обратном направлении), естественно,
вдвое больше первого.
Движение идет от таза.
Ноги поворачиваются на 10 - 30°, таз на 30 -40°. Плечи
отстают, так как расслаблено тело, но с
середины прыжка начинают раскручиваться и перегоняют таз, поворачиваясь на 60 -
90°. (Такая пружинная работа тела, напоминающая торсионную подвеску,
наблюдается во всех ударах.)
Голова поднята и почти не движется. Кисти рук в одном
варианте придерживаются возле подмышек, имитируя удары локтем, в другом -
расслабляются полностью (удары кулаком).
Локти (или кисти рук) сами поднимаются по эллиптической траектории до
уровня плеч и возвращаются, прижимаясь к груди, к солнечному сплетению. Не надо
выстраивать траекторию, разбивать ее на
элементы. Здесь и далее движение должно быть безостановочным и все
получится само в ходе расслабления тела и психики.
Вертикальное колебание
тела, как и во всех последующих ударах и
связках, должно быть максимально для естественного выполнения.
Таз, как и плечи,
движется на манер падающего колеса -это "восьмерка".
Так как руки как бы пульсируют то прижимаясь
к телу, то уходя на максимальную
орбиту, угловая скорость все время меняется: наименьшая в момент отрыва и
в момент удара наибольшая.
Изучение каждого последующего приема мы будем начинать не
из статики, а с "ломания" - с притопа, с прихлопа. Если вы с ними не знакомы,
начинайте Работу с прыжков на месте. В любом
случае - пение. Это должно войти в привычку.
2. БОКОВОЙ УДАР ЛОКТЕМ ("подхлест",
"локоток")
Все делается, как в предыдущем варианте, но с ускорением.
Прыжок более короткий, но такой, чтобы достать до лапы, имея таз впереди груди,
удар всей стопой в пол. Выхлест обоих локтей. Локти успевают подняться выше плеч
(насколько позволяет растяжка) и, пройдя "апогей", атакуют несколько
сверху вниз и в сторону (в частном случае, и снизу - см. громовой знак).
Идеальна работа, когда в момент удара оба локтя и центр тяжести между ними
находятся на одной прямой. Без всякой остановки - мгновенный возврат локтя к
центр) тяжести, являющийся ударом для другой руки. Второй удар должен быть
мощнее вдвое - вдвое большая траектория у ног, таза, плеч за то же время. Голова
-1 крутится. Лапы держать на ширине плеч.
Здесь и далее мы будем предлагать не сами удары, а связки.
Эта связка (тип б) ударов симметричных самим себе.
Делайте по 2-3-4 удара быстро и без напряжения. Учебная
скорость 2 удара в сек., боевая - 5-6 в сек. После каждой серии возвращайтесь в
разговора) стойку. Расслабление. Начиная связки, учитесь незаметно готовить
удар: почесать правой рукой поясницу или левой - правый бок, какая рука заряжав
- неважно. Соответствующая зарядка таза. Взгляд мимо. Поделав раз-другой статики
(с прыжком на самом ударе, разумеется), снова переходите к работе прыжков.
Отстраненность. Улыбка. Взгляд в глаза партнеру или поверх
головы. Никогда не смотрите на лапы! Их надо чувствовать34. Делайте
10-20 серий -сколько хочется. Мысленно (не наклоняя головы) следить за ногами:
пяточка наружу, бедро закручивается. Плечи и руки описывают пространственную
восьмерку. Руки и ноги сами находят для себя пути наименьшего сопротивления. По
звуку (здесь и далее) удар по лапе и стопой в пол должны совпадать. Забудьте о
дыхании - пойте.
3. БОКОВОЙ УДАР КОЛЕНОМ ("подхлест",
"коленце")
В "коленце" есть полная аналогия с локтем: колено
выбрасывается тазом, ноги как бы растут от груди, т.е. все тело и нога в ударе
превращаются в единую плеть. " Коленце" работает "под микитки", "под вздох", под
лопаточку, подмышку, голову, бедро, голень. Кроме того, "коленце" это защита от
ударов руками и ногами.
34В старину удар отрабатывался по мешку,
набитому тряпками ("шалыга"), ей же играли е "футбол" и побивали друг друга,
отрабатывая уходы. У нас же принята работа по "лапам", ибо таскать с собой мешки
(а их требуется пара) неудобно.
Руки (или одна левая рука) идут сверху и вовнутрь (как у
медведя), стремясь к правому бедру, на захват за плечи или за локти противника,
хватая и увлекая на удар и, вместе с тем, защищаясь. Удар расслабленный,
хлесткий с возвратом к солнечному сплетению (если удар был снизу) - к центру
веса, который в динамике сильно отличается от центра тяжести. Нога опускается на
землю отскочив от груди, в том направлении, в каком мы совершаем следующую атаку
(т.е. куда мы делаем маятник). Направление это может быть самым разнообразным по
отношению к направлению удара.
Начать отрабатывать можно в движении, с ударом на каждый
шаг в осевой плоскости и в наклонной, затем на маятнике вправо-влево. В обоих
случаях наклонные "подхлесты" могут быть сделаны как снизу вверх, так и
наоборот. Если мы защищаемся на ударе одной рукой, то тогда вторая (правая) на
правой ягодице или за спиной. С притопом правой ноги в пол идет подхлест правым
локтем или рукой. При таких связках руки (от таза), а ноги (от груди) работают,
как плети, и в любой атаке легко можно сменить удар рукой на удар ногой и
наоборот.
При всех ударах ногами тело прогибается вперед, как лук.
Прогиб может быть небольшим (как при ударе локтем), а может быть и максимальным
- до горизонтального положения корпуса (на контратаке).
Коленца, как и локотки, не допускались в обрядовом бою -
это боевое оружие, что и отмечалось в частушках, сопровождавших кулачные бои:
Это что за паренек
Выдает коленца?
Не досталось бы ему
Осиново поленце!
http://dao.tomsk.ru/book.html