Три основных стиля
Основных способов воздействия на человека в бою не так уж и
много. Жаль, что тот самый предок, с которого мы начинали, не может провести у
нас семинар по... боевому искусству каменного века. Он бы доходчиво донес до
своих шибко цивилизованных праправнуков, что человека можно ударить рукой, ногой
(не обязательно только кулаком или стопой, но и коленом, локтем, ладонью),
бросить на землю, ну, придушить. До заломов он, малограмотный, мог не
додуматься, да и умел ли хорошо говорить, зато показал бы на совесть, что такое
целостность, естественность и раскованность. И этому, в первую очередь, у него
стоило бы поучиться. Поучиться, но не копировать. А то, глядишь, после японского
кимоно и китайских костюмов, минуя русские рубахи-косоворотки, для полноты
ощущений нам еще пришлось бы одеть свои звериные шкуры.
Древность древностью, но ведь и цивилизация на месте не
стояла. Хоть в китайской и индийской философии и существует мнение, что все
движется к упадку, неплохо бы присмотреться внимательнее к современным
спортивным стилям, в которых отдельные аспекты единой техники боя разработаны с
максимальной эффективностью. "Есть время разбрасывать камни и есть время
собирать камни". Подготовка была проведена на совесть, теперь объединить бы эти
аспекты. Для начала вычленим из сотен самых разнообразных стилей наиболее
результативные техники.
"Всяк кулик свое болото хвалит" и, естественно, что любой
занимающийся считает свой стиль наиболее мобильным и результативным. Иначе он
вряд ли стал бы его изучать. Но если отбросить личные пристрастия, то вряд ли
найдется много мастеров каратэ или ушу, готовых на равных поспорить с техникой
рук разрядника по боксу. Маркиз Куинсберри толк в драке знал, введя правила и
ограничения в "классическую английскую драку" он создал условия для разработки
очень мобильной и пластичной ударной техники современного бокса.
Бросают по-разному: с захватом за кимоно и с болевыми
заломами, с использованием ног или "ловя" инерцию движения. Но и здесь можно
сказать с достаточной долей уверенности, что мастера дзюдо его внебрачного
ребенка - самбо - будут еще долго держать пальму первенства перед адептами
айкидо и джиу-джитсу. Парадокс, но Дзигоро Кано, ограничив джиу-джитсу (или
дзю-дзюцу) и выбрав наименее опасные броски создал систему, на порядок
превосходящую по эффективности "родительский" стиль. Сейчас нам уже не важно,
что во времена создания дзюдо мастер-основатель Дзигоро Кано держался на плаву с
помощью некорректного использования мастера Дайто-рю Сайго Сира (Сайго Сира
считался лучшим учеником и против желающих померяться силой с адептами новой
школы выставляли именно его. Некорректность же в том, что Сайго Сира работал не
по технике дзюдо, а был мастером Дайто-рю айки-дзюцу, и многие его броски и
приемы, в т.ч. знаменитый "Горный вихрь", не входили в арсенал бросков Кодокана).
Повторяю, эти старые японские разборки для нас не принципиальны, важно то, что в
наше время никто из занимающихся дзю-дзюцу уже не пытается доказать, что дзюдо -
это профанация древнего боевого искусства самураев.
Последний стиль, заслуживающий внимания в аспекте
затронутой темы наиболее результативных техник, это тхэквондо. Традиция техники
ног в Корее и Северном Китае восходит к незапамятным временам. Правда, говорят,
что единственная заслуга генерала Чой Хон Хи в том, что он придумал термин "тхэквондо"
и разработал базовые комплексы стиля. Но традиция себя оправдала, по
разнообразию и глубине проработки техники ног тхэквондо значительно опережает
многие стили каратэ и ушу, хотя в последнее время, в связи с выходом на
международную арену и постановкой стиля на коммерческую основу, арсенал приемов
стремительно упростился до накатки 2-3 "коронок".
Эти три стиля были созданы в разное время и в разных
уголках земного шара, но одним и тем же способом: введением жестких рамок,
ограничивающих спектр используемых техник и концентрирующих развитие в
определенном направлении. Не так уж теперь важно, какую роль при этом играла
упомянутая выше троица: аристократ, интеллигент, генерал. Главное - результат:
наиболее удачные технические решения. Дело в том, что в тхэквондо, боксе и дзюдо
(или самбо) присутствуют все, или почти все, основные типы используемых в наше
время приемов, поэтому, зная хотя бы в общих чертах характер работы адептов
упомянутых стилей, можно с уверенностью прогнозировать действия вероятного
противника.
Так, большинство стилей в настоящий момент реально
используют в бою 4-5 ударов ногами, общих с техникой тхэквондо, и 2-3 боксерских
удара. А адепты бросковых стилей, типа дзю-дзюцу или циньна, в реальной ситуации
часто предпочитают более простые броски с бедра или подножки сложным ключам и
заломам.
ОБщеизвестное и популярное каратэ в техническую панораму
боевого искусства внесло немного, разве что методику наработки ударов
нокаутирующей силы, которая, на практике чаще всего заключалась в долгой
изнурительной набивке на макиваре. В данный момент наиболее ярко эта тенденция
прослеживается в Кёкусинкай и полностью исчерпала себя в таких стилях, как
Сётокан, Вадо-рю и т.п., превратившихся в военизированную гимнастику. Но и в
Кёкусинкай заметно общее снижение уровня: не так уж часто на соревнованиях этой
школы приходится видеть бой на один удар, а по факту - почти никогда.
http://istina.rin.ru/fight/text/1996.html