Теперь, поскольку фундамент у нас для всей техники один,
можно заняться более тонким согласованием динамики ударов рук и ног,
взаимосвязью техник рук и бросков.
Самая элементарная динамическая связка рук и ног заложена в
нас генетически. Присмотритесь к тому, как вы ходите: толчок правой ногой,
вперед выходит левая нога и правая рука. Толчок левой ногой, вперед правая нога
и левая рука. Этот так называемый принцип диагональной симметрии есть самая
простая матрица работы. Выходящую вперед руку зажимаем в кулак и получаем:
толчок правой ногой - удар правой рукой; шаг вперед правой ногой, толчок левой -
удар правой и пошли, пошли, пошли... Элементарно до безобразия, хотя чтобы такая
элементарщина проходила в бою, нужно изрядно потренироваться. Это связка ударной
техники рук и передвижений. Если вы хотите задействовать ноги более активно, то,
ударив правой рукой от правой ноги вместо шага этой ногой нанесите ею удар,
используя реверс от расслабляющейся и отдергивающейся бьющей руки. Преимущество
этой динамики в том, что наше тело пользуется ею уже миллионы лет. Можно,
конечно, поставить динамику движения обезьяны, как в хоуцюань, и это будет
вполне обусловлено тем, что в бою такая манера непредсказуема, не укладывается в
рамки нормальной человеческой логики, но сколько лет на это потребуется и не
легче ли использовать то, что уже заложено в нас природой?
Согласование техники рук и бросков не требует такой
динамической проработки. Сложность чаще возникает в том, что боксеры и каратисты
привыкли использовать руку лишь как ударный инструмент, а борцы - как
хватательный. От сотворения мира рука выполняет обе функции в равной мере, т.е.
бьет и хватает, и именно это сочетание может в бою дать максимальную
эффективность. Что представляет из себя удар, какое место он занимает в общей
картине боя, знают все, а вот захвату часто приписывают чисто оборонительную
функцию, тогда как он может быть таким же нападающим действием. Только хватать
руки противника, когда он уже пошел в атаку, поздно - слишком велика скорость.
Сила, вложенная в удар, и инерция атакующей руки не позволят это сделать, а
связки дзю-дзюцу типа "блок-захват" проходят в бою скорее как исключение, лишь
подтверждающее правило, да и то только в том случае, если ваш противник либо не
умеет координировать свои движения; либо смертельно пьян, по причине чего
совершенно не владеет ни одной частью своего тела; либо фанат ката каратэ,
тратящий все свободное время на усердное их оттачивание. Четвертого не дано.
Если же захват осуществляется перед атакой или в процессе ее, когда противник
еще не начал активно контратаковать, то шансы на успех значительно повысятся. К
тому же можно захватывать не только подвижные руки, но и значительно менее
подвижные шею и одежду на теле.
Борцы, взяв захват, обычно начинают "раздергивать"
противника и выводить из равновесия. В реальной схватке этот навык может оказать
дурную услугу, т.к. пока вы его таскаете туда-сюда двумя руками (стандартный
захват: за рукав и за отворот либо пояс), вы практически беззащитны от
контратаки. Необходимо уметь бросать "в лет", используя малейшее движение
противника, а готовить броски - ударами. Здесь, естественно, не подойдет тактика
спарринга многих школ, где либо обозначают удар, либо бьют вполсилы. Чтобы
создать благоприятную почву для броска, нужно ударной серией причинить
действительный вред, на худой случай вывести из равновесия.
Связку между техникой ног и бросками я здесь рассматривать
не буду, хотя одной из отличительных особенностей хапкидо, его визитной
карточкой, было именно использование заломов и бросков в сочетании с ударами
ног. Подавляющее большинство таких ударов рассчитаны на дальнюю дистанцию, а
бросить легче всего с близкой, и согласование этих двух дистанций, минуя
среднюю, требует определенных навыков, значительно превышающих средний уровень
подготовки единоборца.
"Ударники" часто подвергают сомнениям целесообразность
бросков в реальной схватке: дескать, легче четыре раза ударить, чем один раз
бросить, к тому же если вы ведете схватку с группой противников, завязываться с
одним вредно, т.к. остальные в это время стоять на месте и ждать своей очереди
не собираются.
Между тем человек - существо достаточно прочное, даже
четырьмя ударами свалить его с ног удается далеко не всегда (речь идет не о
мастере спорта по боксу в тяжелом весе и не о бойце староокинавской школы). При
ударе вы можете "недовложиться" или он соскользнет или противник от него уйдет,
в конце-концов поставит хоть какой-нибудь захудалый блок, при броске же вы
припечатываете его о землю (не о маты!) с добавлением по дороге его собственного
веса. Да и травму при удачно проведенном броске человек получает не только в
месте воздействия, как в ударе, а в любой части тела, от стопы до шеи, особенно
если он долго не практиковал правильное падение. Еще один аргумент, говорящий в
пользу целесообразности бросковой техники в бою: бросок ставит (точнее, кладет)
атакуемого в критическое положение, т.к. увернуться от добивающих ударов лежа на
земле невероятно сложно, не говоря уже о том, чтобы встать на ноги и самому
атаковать. Вообще же, если бросок проведен мастерски, добивание не понадобится,
т.к. остаться в ясном уме и твердой памяти бывает проблематично (рекомендую
посмотреть фильм "Гений дзюдо" - хоть и кино, но очень наглядно).
Что касается схватки с группой нападающих, то все зависит
от квалификации бойца. Если для броска необходимо три-четыре раза дернуть
противника, выводя из равновесия, то лучше подобные приемы не применять, а если
на бросок затрачены доли секунды... Даже в окинавском каратэ, не очень
увлекавшемся подобной техникой, был следующий способ ведения боя в группе: часть
атакующих отсекалась падающим телом, обеспечивая обороняющемуся своеобразную
защиту. Но бой такого типа и при таких условиях требует мастерского владения не
только бросковой техникой. Неумелый удар, так же как и неудачно проведенный
бросок, будет последним, тем более если нападающие прекрасно "знают" свое дело.
Подведем итог для любителей формулировок: бросок можно
рассматривать как ударную серию в различных направлениях, создающую вращающий
момент и приводящую к падению противника на землю, а удар - как средство
подготовки к проведению броска или как средство более жесткого его исполнения. В
конце-концов результат один: противник должен лечь, а мы остаться на ногах и
быть в состоянии вести схватку дальше, если противник не один.
При комплексной ударно-бросковой подготовке возникает
следующая проблема: на чем ставить акцент? Коллектив силен единством в
устремлении к стратегической цели и четким разделением обязанностей на
тактическом уровне. Цель всех техник одна - нанести максимальный урон. Какой же
их них поручить выполнять в бою основную роль, а каким - роль авангарда и
арьергарда, еще предстоит разобраться.
В первую очередь, на общую компоновку техники влияют
комплекция и физические данные конкретного бойца. Естественно, что невысоким и
короткоруким больше подходят бросковые приемы (короче рычаг и ниже центр
тяжести), а высоким - ударные связки (большая хлесткость удара и возможность
играть дистанцией). При маленьком весе тяжело бросать (энергоемкий элемент),
зато меньшая инерция тела и большая скорость ударных связок, тяжеловесы же
выигрывают за счет мощности отдельных элементов техники. Естественно, но не для
всех очевидно, и на практике часто приходится видеть, как дядя под 100кг
занимается прыжковой техникой тхэквондо, а боец под 60кг пытается бросить этого
самого тхэквондиста с бедра (выглядит смешнее, чем описывается). Дело здесь в
том, что, как уже говорилось, современные виды спорта основаны, в своем
большинстве, на использовании какой-либо определенной, достаточно узкой техники.
И ученик не имеет возможности выбрать из арсенала то, что подходит лично ему или
корректировать характер работы по мере изменения физических данных.
При интегральной подготовке боец сам выбирает приоритеты,
ориентируясь как на свои данные, так и на возможности противника, и задача
настоящего инструктора заключается в адаптации техники под конкретного ученика в
зависимости от ситуации. К сожалению, чаще встречаются мастера, делающие стиль
под себя. И, если у такого мастера с учениками разница в росте и весе превышает
среднестатистическую норму, то попытки учеников выполнить те же самые приемы
оборачиваются полным фиаско, правда это обычно относят к их бестолковости.
Люди, конечно, все разные, но наиболее мобильной и
естественной является работа руками, именно ударная техника рук играет роль
связующего звена между ударами ног и бросками. К тому же руки - наиболее
осознанная часть нашего тела, ими нам приходится есть, писать, работать и делать
еще кучу разных вещей. Поэтому по срокам обучения удары и связки руками требуют
значительно меньше времени, чем приемы, основанные на атаке ногами, для которых
необходима тщательная подготовка тела и отличная растяжка или броски, требующие
хороших силовых качеств и тонкого чувства движений противника.
Общая матрица интегральной работы достаточно проста: удар
ногой на дальней дистанции, связка ударов руками на средней и бросок на близкой.
В зависимости от конкретных условий "матрица" может упрощаться. К примеру, если
противник начал атаку, и вы, уклонившись от его удара, оказались сразу на
средней дистанции, то, естественно, техника ног здесь не так необходима, как при
сближении. Или ваша ударная связка была настолько удачной, что противник сам,
без броска, плавно осел на пол, хотя может быть лучше все-таки "помочь" ему
упасть, а уже потом разбираться, стоило или нет. Но заметьте, реже всего
выпускается именно центральное звено, которое и выполняет основную роль в
схватке. Без хорошей подготовки ударами рук, техника ног напоминает машину в
гололед без сцепки с землей, а броски - ту же машину, но увязшую по самые оси.
В мире боевых искусств набирает скорость процесс
интеграции. Рассчитывать на быстрый успех в таком деле не стоит. Комплексная
подготовка требует неспортивных сроков. Слишком разнообразными техниками
приходится овладевать. Быстрый результат и победа на соревнованиях здесь не
светят. В средние века считалось, что пик мастера приходится на 40-45 лет.
Кажется, мы начинаем приближаться к средневековым идеалам. На этом пути успеха
не добьются "спринтеры" со стальными мышцами и претензией быть в 25 лет
чемпионом неважно чего. Равно как и "стайеры", знающие все и вся, готовые вещать
об этом направо и налево и справедливо опасающиеся, что рано или поздно один из
учеников захочет всерьез с ними поспарринговать (хотя ученики, чаще всего, под
стать своему учителю).
Кто остается? Профессионалы, которым истина важнее сроков,
поэтому не жалеющие времени и сил на поиски и эксперименты. Пусть даже на это
уходит вся жизнь. Профессионалы, которым важны не разинутые вокруг рты, а
чувство ответственности за свое дело. Их еще мало. Они разбросаны среди секций и
школ, не связаны друг с другом. Но они есть, их становится все больше и когда
созреет этот план мастеров, нам, возможно, не придется ездить на учебу в Китай
или Японию, разве что для обмена опытом. К тому времени может быть и сам термин
"восточные единоборства" отойдет в прошлое, ибо все мы в первую очередь люди, а
уж потом корейцы, русские или японцы. Истинное мастерство национальности не
имеет.
Автор: Дмитрий Медведев
http://www.kentavr-club.ru/combats3.html