С основными психологическими и тактическими предпосылками,
необходимыми для освоения интегральной работы, мы разобрались. Перейдем к
технической стороне вопроса, т.е. методике тренировке тела, создания единой
двигательной базы и согласования техник рук, ног и бросков в гармоничное целое.
Любой стиль требует специфической подготовки тела,
ориентированной на принципы данной системы. Можно, конечно, обойтись и без
этого, но тогда уровень эффективности ваших приемов будет не слишком высок, т.к.
необученное и неподготовленное тело просто не сможет выполнить те задачи,
которые вы перед ним ставите. Часто говорят, что для удара пальцами в глаза
много силы не надо, а эффект о-го-го какой, больший чем от апперкота. Не спорю,
силы не надо, нужны четкость, своевременность, быстрота, а это все - параметры,
которые тоже определяются уровнем подготовки физической структуры, если,
конечно, эта подготовка не сводится к механической накачке мышц. Между прочим,
боксерский апперкот, удар в подбородок снизу - технически весьма сложное
действие, так как в нем необходим точный расчет траектории, небольшая промашка
сводит на нет весь эффект приема. Попасть же в глаза человеку гораздо сложнее,
особенно когда он не ворон считает, а готов к схватке так же, как и вы.
В нашем случае проблема состоит в том, чтобы на уровне тела
найти общий знаменатель внешне разнородных приемов и техник. Моим отправным
звеном было сведение всего множества движений, которые человек способен
выполнить, к одному центру. Физиологически центральными мышцами человеческого
тела, без напряжения которых движение невозможно в принципе, являются мышцы
живота. Лягте на пол и расслабьтесь, затем поднимите руку. Прежде, чем вы это
сделаете, вы почувствуете напряжение мышц пониже пупка. Кстати, внизу живота
располагается нижний даньтянь, традиционно считающийся на Востоке местом
сосредоточения силы.
Осознать живот как центр движения легче при отработке
техники ног. Ноги ближе к тазу и по структуре и по энергетике, даже не учитывая
тонкостей в осознании движения, вложение таза за счет напряжения мышц живота и
поясницы - это практически единственный способ сделать из маха полноценный и
полновесный удар.
С техникой рук сложнее. Необходимо научиться расслаблять
плечи. Не знаю, как у китайцев, а зажим плечей у европейцев хроническая болезнь,
особенно у молодых мускулистых ребят. К среднему возрасту такой "зажим" сам
собой пропадает... вместе с плечами. Если вы успели-таки научиться расслаблять
плечевой зажим чуточку раньше, т.е. когда мышцы еще не атрофировались, то ваш
удар рукой будет идти от ног и бедер, что увеличит его мощность. Это используют
некоторые школы бокса, где ходит поговорка: "Хороший боксер бьет ногами", а
также большинство стилей каратэ. Вообще в согласовании верхнего и нижнего
уровней, ударов руками и передвижений, техники рук и ног, мышцы внизу живота
играют основную роль. Иначе, либо руками ему по физиономии, либо ногами, а
вместе никак. Кстати, вместе здесь не значит одновременно, хотя и не исключает
такого варианта.
В бросковых системах наиболее жесткие приемы (чаще всего
они же и самые эффективные) идут через центр тяжести тела, либо напрямую через
таз (бросок через бедро), либо тесно с ним взаимосвязаны. Анатомически центр
тяжести тела совпадает с низом живота. По этому принципу работают такие
классические бросковые системы, как дзюдо и айкидо, адепты которых представляют
человека как движущуюся и вращающуюся сферу с центром в низу живота.
В заключение можно сказать, что концентрация внизу живота в
процессе тренировки постепенно приводит к выработке пластики движений, сильно
отличающейся от обыденной, и, в результате, к элементарному цигуну, не имеющему
ничего общего с "опусканием ци" и ростом живота. Для такого цигуна нет
необходимости много лет "стоять столбом", нужны только внимание, чуткость и
настойчивость.
В старых школах не случайно начинали обучение со стоек и
передвижений. Так же как дом опирается на фундамент, вся техника опирается на
ноги. Именно ногами и ничем иным задаются способы сброса силы в приемах, как
бросковых так и ударных. Можно, конечно, этими проблемами голову себе не
загружать, куда там о ногах думать когда лицо от ударов уберечь не успеваешь. Но
в бою узко концентрировать свое внимание только на самом, казалось бы,
необходимом - не лучший способ вести схватку. Так боец, пристально смотрящий на
кулаки противника, далеко не всегда может избежать ударов. Можно и без системы
передвижений обойтись, т.е. без фундамента на песке дворец строить, но тогда не
удивляйтесь, если он у вас от первого землетрясения развалится, и вся ваша
изощренная техника либо до противника не достанет, либо достанет, но мощности в
приемах не будет.
В настоящий момент подавляющее большинство стилей в
реальной работе используют манеру передвижения, заимствованную из бокса, т.е. с
узкой базой и высокой посадкой на носках ("челнок"). Выбрана была эта манера не
случайно. Она идеально подходит для фехтования ногами и руками на дальней
дистанции, обеспечивая маневренность и легкость передвижения, отвечает тому типу
тактики, который стал основным в спортивной схватке единоборцев.
Но мы уже договорились, что рисунок боя интегральной работы
строится на резком сокращении дистанции и входе в плотный бой. Как-то в
спортивной прессе промелькнула статья о том, что наша школа бокса отстает от
мировых стандартов работы. Это отставание заключается в том, что у наших
боксеров хорошо поставлено фехтование на дальней дистанции, но слабо разработана
техника ближнего боя, требующая не "челнока", а более низкой базы: подгибания
коленей и постановки пяток на пол, обеспечивающих хороший упор и мощный удар.
Так что "челнок", которым с таким удовольствием пользуются каратисты - это, если
говорить строго, даже не боксерское передвижение, а универсальная манера
движения для дальней дистанции, хорошо разработанная в боксе.
Во многих восточных единоборствах применяются низкие стойки
с широкой базой (киба-дачи, зенкуцу-дачи и т.д.), к примеру, в китайских,
базирующихся на шаолиньцюань, или японских, берущих свое начало от сётокан. Но
только по какому-то недоразумению такие стойки стали "визитной карточкой"
восточников как у нас, так и на Западе. Между тем, никто из адептов приведенных
выше стилей единоборства в этих стойках бой не ведет. Несмотря на годы отработки
приемов из киба-дачи, десятки тао и ката. Здесь произошла очевидная подмена
понятий, т.к. такое положение ног характерно для практики шаолиньского цигуна и
ничего общего не имеет с формой движений в бою. Обратите внимание на стойки
чисто боевых китайских стилей единоборств типа саньда, и вы сразу заметите
разницу. Да и в классических стилях единоборств - типа багуа и синъи - широкая
постановка ног встречается скорее как исключение.
Теперь давайте зададимся вопросом: чего требует бой, в
котором на дальнюю дистанцию отводятся доли секунды а основная схватка
происходит на средней и близкой дистанции, от положения ног? - Хорошего упора
для мощного удара или броска, возможности мгновенно двигаться в любую сторону,
безопасности от ударов в пах и от подсечек по ногам.
Чтобы мощно и жестко ударить на близкой дистанции,
необходимо согнуть ноги в коленях и подсесть пониже, упираясь в землю-матушку.
Поднимитесь на цыпочки в ближнем бою, и от удара унесет, но не противника, а вас
на отдаче собственного движения; разогните ноги, и мощного удара не получится,
т.к. теряется сила, получаемая от упора в землю за счет разгибания толчковой
ноги.
Часто говорят, что длинный шаг позволяет одним махом
вложить вес тела в удар, что обосновывает использование широких стоек каратэ.
Любопытно, что вложить позволяет не стойка, а шаг в нее, т.е. переходное
состояние из одной стойки в другую. Но для того, чтобы шагнуть в широкую стойку,
сначала надо стоять в узкой. Шаг из широкой в широкую слишком долог для
нескольких секунд боя и, к тому же, не защищает пах и ноги. Одним словом,
шагнуть можно, но очень быстро, и тут же снова подобрать ноги под себя ("ноги
должны быть под телом" - Брюс Ли).
То, что бросать из широкой стойки затруднительно,
проверяется следующим экспериментом. Посадите партнера на закорки или возьмите
на "мельницу", поставьте ноги на ширину плеч и присядьте с ним. Расставьте ноги
пошире и снова присядьте. Затем встаньте в киба-дачи и еще поприседайте с тем же
весом, если здоровья хватит...
Насчет подсечек и ударов по ногам все ясно и без
экспериментов: чем ниже вы подсядете, тем тяжелее из-под вас выбить опору.
Только не садитесь на корточки, довести до абсурда можно любой совет.
Суммировав все сказанное, мы получаем низкую стойку с узкой
базой. Широкая стойка - это исключение из правила, обусловленное конкретной
ситуацией. Когда вы находитесь от противника на расстоянии 2-3 метров, можете
хоть стойку "журавля" на одной ноге изображать, но входя в ближний бой, во
избежание мгновенного нокаута, будьте добры подогнуть колени и поставить поближе
ноги.
Что касается положения корпуса, то здесь дурную услугу
оказывает привычка держать спину вертикально и стоять боком к противнику. Может
быть на дальней дистанции положение боком и уменьшает площадь поражения тела, но
в плотном контакте оборачивается тем, что одна рука оказывается в "мертвой
зоне", а поскольку бой длится несколько секунд, так уменьшать свой атакующий
потенциал - непозволительная роскошь.
Привычка держать спину вертикально не дает возможности
вложить в удары и захваты корпус и плечи. Что гораздо важнее, если ваша тактика
строится на сокращении дистанции от техники ног до бросков, то необходимо
подавать центр тяжести в движение, иначе вас опрокинут; при проведении удара,
как уже говорилось, вы потеряете равновесие при отдаче; а при попытке бросить -
вас легко завалят на спину. Результат, в любом случае, будет однозначный:
атакующую инициативу вы потеряете безвозвратно. Хотя один "мастер" говорил своим
ученикам, что отклоняя или наклоняя тело в сторону можно "сбить себе прицел", и
удар будет не таким точным. Что же у него был за вестибулярный аппарат, если
легкое качание головой не позволяло ему точно ударить противника в лицо. Но это
так, к слову...
При обороне оставленный под вами при вертикальной стене
центр тяжести также не сослужит хорошую службу. От пропущенного мощного удара
вы, при таком положении тела, потеряете равновесие, при наклоненном же вперед
корпусе - максимум разогнетесь.
Подведем итог сказанному. Для интегральной ударно-бросковой
работы хорошо подходит низкая фронтальная позиция с узкой базой и легким
наклоном корпуса вперед. Почему именно этому вопросу в статье уделено столько
места, а не интересным техническим изысканиям и многочисленным "секретам"
боевого искусства? Дело в том, что для разнообразных техник рук и ног, захватов
и бросков рациональное положение ног и корпуса играет ту же роль, что и цемент в
бетоне, заполняющий пространство между крупинками песка, связывающий их в едины
монолит. Если вы бросаете и бьете из одного положения, то корпус и ноги
становятся единой осью, на которую можно "навесить" любой технический элемент,
вне зависимости от дистанции работы, тем звеном, которое связывает различные
техники в единое целое.
Автор: Дмитрий Медведев
http://www.kentavr-club.ru/combats3.html