Теперь уже тяжело разделить, чему меня учили, а до чего
пришлось доходить своим умом, но кое-какой четкости, вполне подходящей для
автора и его учеников в вопросе согласования динамик, удалось добиться. Т.е.
далее разговор пойдет не о глобальных идеях, с помощью которых можно объединить
боевое искусство в мировом масштабе, а о такой тривиальной вещи как двигательной
базе, позволяющей интегрировать в единую систему техники рук, ног и бросков.
В любом деле первым и главным является психологический
ключ. Он может определить весь характер работы в целом, дать правильное
направление. Так сказать, сформулировав цель, можно заняться и средствами.
Цель спортивных стилей - это, естественно, победа на
соревнованиях. Соревнования - это так или иначе правила, ограничивающие технику,
т.к. победа присуждается именно за технику. Психологический ключ спортивных
стилей единоборств заключается в том, чтобы "переиграть" соперника в рамках
правил. Не сменив внутренне этой доминанты, любые изменения в технике, которые
мы попытаемся ввести, не будут иметь под собой основы.
Сравним спорт с реальной схваткой. Доминанту реального боя
можно сформулировать следующим образом: идти до конца любой ценой, т.к. если не
пойдешь ты - пойдет он, и судей, чтобы остановить схватку, не будет. Еще будучи
спортсменом (контактное каратэ), мне запомнился разговор с омоновцем:
"Понимаешь, дело в том, что если я пошел вперед, ты должен лечь в любом случае".
Недаром в практике подготовки подобных спецподразделений мало ценятся
технические и тактические тонкости, зато высоко котируется бойцовский дух.
Для интегральной техники эта доминанта подходит по двум
причинам. Первая: "идти до конца" подразумевает резкое сокращение дистанции. На
маневрирование и изощренные финты места да и времени почти не остается, особенно
если противник настроен соответственно. В таком бою умещаются один-два удара
ногами, не больше, но даже если они удачны - не обольщайтесь. Положить человека
с одного удара ногой достаточно сложно (опыт боев без правил), вот и приходится
идти дальше, входить на среднюю дистанцию рук, а там полшага (в буквальном
смысле слова) до клинчевой ситуации, когда выручают в основном броски в
сочетании с техникой локтей и коленей. О том, как непротиворечиво переходить с
одной дистанции и с одной техники на другую, будет сказано ниже. "Мастерам"
маневра и любителям измотать противника перед решающей схваткой хочется
напомнить, что в помещении - даже очень большом - всего 4 угла, оказаться в
одном из них - не такое уж долгое дело. И вообще, по роковой случайности природы
человек назад бегает медленнее, чем вперед, так что отступать и маневрировать -
занятие непростое, чреватое осложнениями.
Вторая часть нашей психологической установки - "любой
ценой" - даже более четко, чем "идти до конца", указывает на интегральную
работу. И дело не в том, чтобы обязательно кусаться или тыкать пальцами в глаза
(хотя в определенной ситуации это вполне оправдано). Хороший бросок на асфальт
по травматичности ничуть не уступает таким техникам. Задачу можно сформулировать
следующим образом: внутренне перебороть привычку драться по одним и тем же
условным правилам, психически и физически раскрепоститься. А если и применять
правила, от лишь руководствуясь здравым смыслом. Как рассказывал знакомый,
отсидевший в тюрьме, в самых жестоких разборках у них соблюдались определенные
ограничения. К примеру, не бить в глаза. А то ведь сегодня ты - а завтра тебе...
Это типичный пример введения рамок с точки зрения здравого смысла.
Конечно, когда занимаешься рукопашным боем в зале, "идти до
конца любой ценой" не всегда представляется возможным. Жалко все-таки партнера,
и без определенных ограничений в отработке здесь не обойтись. Не будешь же
товарища по тренировке бить головой об стену на том основании, что подобная
техника очень даже может пригодиться в критической ситуации. К сожалению,
подобная постановка вопроса в 9 из 10 секций единоборств нашей страны не
актуальна, потому что занимаются они не искусством ведения БОЯ, а обусловленным
спаррингом. И на этот счет нельзя питать иллюзий, которые в драке дорого
обойдутся. Кстати, критические или достаточно близкие к ним ситуации могут найти
вас не только в пресловутой подворотне, но и в собственном спортзале. Не
перевелись еще "богатыри" на земле русской, приходящие в залы "сжечь дурную
силушку", или, выражаясь современным языком, израсходовать лишний адреналин. Что
касается реальной схватки на улице, дай Бог чтобы она вас не находила как можно
дольше.
Тактика описанного боя может показаться кому-то весьма
примитивной. Лобовое столкновение с одной-единственной целью: размазать
противника по полу или ближайшей стенке... Но не все так однозначно, и в самом
простом варианте развития событий порой кроется точный расчет тех средств и
способов ведения боя, которые могут дать перевес над незаурядным противником.
Ситуацию, когда противник уступает вам в физическом, техническом или
психологическом плане, мы рассматривать не будем, так как это уже не бой, а
избиение младенцев, и если к вам на улице "подваливает" тщедушный подросток,
уступающий вам в росте и в весе, то не сомневайтесь, у него то ли дружки за
углом, то ли за пазухой кое-что припрятано, то ли он обкурился и у него "крыша
едет", что тоже дает определенный психологический перевес, выражающийся хотя бы
в полном отсутствии чувства самосохранения. Если же он один и в нормальном
состоянии - бой вряд ли состоится, в самоубийцы ведь никто добровольно не
записывается...
Поэтому будем брать в расчет ситуацию, когда перед вами
противник примерно равного вам уровня или имеющий перевес хотя бы по одному из
трех параметров: физическому, техническому либо психологическому.
Обратимся еще раз к опыту спортивных поединков, но не в
психологическом плане, а в тактическом, проанализируем средства ведения боя,
дающие перевес над противником в схватке по правилам. Результаты анализа могут
дать много интересного. В рамках соревнований изначальный физический потенциал
участников максимально приближен к равенству. Психологическая установка примерно
одинаковая. Технический арсенал спортсменов на 90% один и тот же, и каждый из
них с вероятностью 9 к 1 может предсказать действия противника. Основными
козырями в таком выяснении отношений "по правилам" становятся тривиальная
физическая сила и хитрость: кто кого обманет. Ведь если мы с противником знаем
наперед ходы друг друга, как в шахматах, то все сводится к тому, кто на большее
количество ходов может рассчитать ситуацию и, естественно, кто первый ослабит
внимание и попадется в расставленные сети. Кстати, в этой плоскости лежит ответ
на вопрос: почему так долго длятся боксерские, борцовские, да и любые другие
спортивные поединки единоборцев. Ведь в их правилах предусмотрен вариант
быстрого окончания боя: нокаут у боксеров, чистый бросок в борьбе, а в некоторых
стилях - например в дзюдо - правила напрямую ориентированы на зрелищные
элементы, призванные разом решить исход схватки. К сожалению, такие приемы
слишком заметны, особенно если противник сам знает их наперечет - гораздо
безопаснее и вернее набирать очки, затягивая схватку. А в итоге мы наблюдаем
олимпийские соревнования по дзюдо, в которых все отведенное время тяжеловесные
мастера "тягают" друг друга по татами, не сделав ни одного технического
элемента, но в дополнительное время нервы одного не выдерживают, и он пытается
идти на бросок, на нем же и попадается, а телекомментатор восторгается: "Вот это
дзюдо!" Хочется добавить: "Наконец-то".
Боец, обладающий интегральной ударно-бросковой подготовкой
и не связанный конкретными спортивными правилами единоборств, имеет возможность
сам выбирать средства боя, исходя из слабых сторон противника, навязать свой,
выгодный лишь ему рисунок боя. На определенном уровне работы это позволяет
решить задачу поединка стратегически, т.е. не просто навязать свой рисунок боя и
поймать на свою "коронку" (желательно, чтобы это был не один прием, а хотя бы
несколько), а вообще не дать противнику работать в привычной для него манере.
Если прибегать к наиболее жестким примерам, это может быть травма, нанесенная
борцу ударом по пальцам рук, что не дает ему возможности брать захват, или
хороший лоу-кик по ноге боксера, исключающий столь важное для него передвижение
"в челноке", которое позволяет маневрировать и играть дистанцией. И в первом, и
во втором примерах такие действия окажут деморализующее влияние не только в
плане техники, но дадут и психологический перевес.
В такой манере работы особое значение приобретает ныне
забытое умение мгновенно оценить противника, по одному жесту и по одной его позе
вычислить, что он из себя представляет и чем занимался. Ошибок делать нельзя. В
3-5 секундах предстоящей схватки менять тактику будет уже поздно.
На "коронках" нужно остановиться особо. Можно стать
мастером в какой-либо определенной технике, даже в одном ударе. Но "потолок"
такого мастера не слишком высок. Как в дуэли на пистолетах. Метко стрелять
одиночными выстрелами необходимо, без этого не обойтись, но в дуэли двух
мастеров, умеющих к тому же не подставлять голову под пули, выиграет тот, у кого
в барабане револьвера окажется больше патронов. Предположим, вам не удалось
свалить своего противника первым коронным ударом - прыткий попался, а может
просто повезло ему. И что вы дальше будете делать? Тупо сажать снова и снова
свою "коронку", с каждым разом все уменьшая вероятность попадания и увеличивая
вероятность того, что вас на нее и подловят? Особенно если учесть то, что, как
мы договорились, ваш противник тупостью не страдает.
Получаются довольно четкие ступени мастерства: 1)мастер
одного приема в единоборствах, одной "коронки"; 2)мастер определенной техники
единоборства, органически включающей в себя несколько взаимосвязанных "коронок";
3)мастер интегральной работы, основанной на нескольких техниках единоборств,
согласованных и сбалансированных между собой.
Автор: Дмитрий Медведев
http://www.kentavr-club.ru/combats3.html