Общеизвестное и популярное каратэ в техническую панораму
боевого искусства внесло немного, разве что методику наработки ударов
нокаутирующей силы, которая, на практике чаще всего заключалась в долгой
изнурительной набивке на макиваре. В данный момент наиболее ярко эта тенденция
прослеживается в Кёкусинкай и полностью исчерпала себя в таких стилях, как
Сётокан, Вадо-рю и т.п., превратившихся в военизированную гимнастику. Но и в
Кёкусинкай заметно общее снижение уровня: не так уж часто на соревнованиях этой
школы приходится видеть бой на один удар, а по факту - почти никогда.
Наше время - время интеграции. Интегрируется все. Экономика
в мировом масштабе. Различные области науки. Диалог ведут религии, философские
доктрины и т.д. и т.п. Короче, фаза дифференциации и разделения, характерная для
18-19 веков, переходит, в строгом соответствии с диалектикой, в свою
противоположность, в интеграцию: культурно-экономическую интеграцию в масштабах
планеты. Боевое искусство тоже часть культуры, и как часть, оно подчиняется
законам целого. Время клановых школ и изолированных стилей безвозвратно уходит в
прошлое. Не сразу, постепенно, но все же сдают позиции "узкие" специалисты по
ушу стиля Хун-Гар провинции Шаньси 17 века или знатоки способов рубки ниндзя
клана Ига-рю с самураями (впрочем, и среди узких стилистов встречаются мастера
высокой квалификации).
Попытки объединить различные типы техник множатся день ото
дня. Ученик Оямы Масутацу, Асихара, разрешил брать захват в течении трех секунд
и создал новый стиль Асихара-каратэ, который должен был объединить захват и удар
в единую систему. На общую картину боя это повлияло мало, бросковая техника на
соревнованиях по единоборству Асихара-каратэ часто ограничивается тем, что
участники при входе на близкую дистанцию спешно демонстрируют судье открытые
ладони, чтобы не получить замечание. То, что захватывают и зажимают не только
кистями, но и локтевыми сгибами и между рукой и корпусом, а также броски без
захвата, в арсенал приемов нового стиля пока не входит. Если учесть, что в
технике Кёкусинкай собираются разрешить захват в течении тех же трех секунд, то
попытка новатора-японца теряет смысл.
В 30-х годах в нашей стране Ознобишин пытался создать новый
стиль, объединяя французский бокс, английский бокс, дзю-дзюцу, вольную борьбу и
все остальные известные тогда стили через теорию шести дистанций. Но созданное
им боевое самбо как стиль состоялся даже в меньшей мере, чем спортивное самбо,
являющееся при близком рассмотрении лишь удачной отечественной версией дзюдо,
берущее свое начало от Ощепкова и от умело использовавшего
общественно-политическую обстановку Харлампиева. То, что спортивное самбо
породило целую плеяду замечательных мастеров, нет необходимости доказывать. Но
для рождения самостоятельного оригинального стиля этого еще мало.
Похожая попытка была предпринята в джиткундо преемниками
Брюса Ли Дэном Иносанто и Полом Ванеком через теорию 4-х дистанций. Может в
Америке что-нибудь путное из этого и получилось, но отечественные адепты
джиткундо пока ограничиваются стандартным спарринговым каратэ, а если что-то и
является причиной, притягивающей молодых людей в залы данного стиля, так это не
гибкая работа на любой дистанции, а дух незаурядного мастера-основателя, до сих
пор воодушевляющего молодежь с экранов.
Попытки объединения множатся день ото дня. Унибос,
косики-каратэ, бои без правил. Между прочим, на боях без правил чаще всего
выступают люди, не добившиеся успеха в том или ином "узком" виде спорта. Вывод
напрашивается сам по себе. К перечисленному можно добавить большое количество
стихийных попыток талантливых самоучек, число которых растет, несмотря на
общепринятое мнение о том, что истинные мастера существовали лишь в "седой
древности". Но хотя современные мастера не глупее старых, к сожалению, заметного
прогресса пока не видно. Хорошие технические находки мелькают то здесь, то там,
но чаще всего такие попытки сводятся к тому, что мастер спорта по дзюдо, к
примеру, которому стало тесно в рамках своего стиля, идет инкогнито в школу
каратэ, и "настукав" там 2-3 удара, открывает собственную секцию, где
пропагандирует ударно-бросковую технику. Стоит "поработать" с ним, и становится
заметно, во-первых, что действовать он может либо как каратист, либо как
дзюдоист, без логической связи между этими техниками, а во-вторых, как только
ситуация в бою становится критической, он сразу выходит из положения за счет
броска, "сбегает" в привычную технику, которой он действительно владеет
мастерски. Можно сменить действующее лицо и стиль, но суть от этого не меняется.
Однажды у КМС по боксу, любившего демонстрировать удары ногами, в моем
присутствии спросили: "А если вам придется драться против нескольких
противников, какую технику вы примените?" Ответ был лаконичен: "Бокс,
естественно".
В чем же корень неудач многочисленных попыток? Почему
человек, занимавшийся боксом и самбо, или таэквондо и вольной борьбой,
оказывается перед неразрешимой проблемой приведения своих знаний к единому
знаменателю? В первую очередь дело здесь в несоответствии динамик упомянутых
видов спорта. Если совместить боксерскую пластику с таэквондо или спарринговым
каратэ еще как-то получается, то привязать их к хорошей бросковой технике уже
практически невозможно. Получается как в известной басне про лебедя, рака и
щуку. По отдельности они может телегу и вытянули бы, а когда вместе пытаются, то
"воз и ныне там".
Динамика - это манера передвижения, присущая тому или иному
стилю единоборств. Но противоречие не только в том, что бросать, передвигаясь в
боксерском челноке, невозможно, или в том, что стойка боком к противнику,
ставшая стандартной в спарринговом каратэ, не позволяет полноценно проводить
ударные связки двумя руками, что является одним из условий бокса. В конце концов
динамика - это лишь внешнее яркое проявление отличий одного стиля единоборства
от другого. Корень проблемы глубже. Как говорилось выше, стиль рождается тогда,
когда появляются рамки, ограничивающие его технику, четко отсекающие то, что в
данную систему не входит. В пределах рамок остаются отобранные по какому-либо
принципу приемы и импульс мастера-основателя, который он вложил в свое детище.
Мастер - это человек, имеющий свой неповторимый взгляд на мир вообще и боевое
искусство в частности. Не имея такого "уникального" взгляда на физиологию (а
человека можно рассматривать очень даже по-разному), психологию (внутреннее
состояние в критической ситуации, от крайней агрессивности до отрешенной
созерцательности), наконец просто одной-единственной доминантной идеи, создать
что-либо новое в плане техники единоборства невозможно. Такой доминантой стала
идея "истинного каратэ" для Оямы Масутацу, идея непротивления для Уэсибы и т.д.
На основе подобных идей рождаются законы и структурные
связи, соединяющие в единое непротиворечивое целое отдельные приемы и техники.
Чаще всего они остаются "за кадром" стоек, ударов и бросков, но именно эти
законы и связи диктуют единые двигательные принципы, единую уникальную динамику
движения, по которой можно отличить логичную, внутренне увязанную систему от
простой компиляции, основанной на механической сборке приемов и связок.
Из сказанного следует, что создание нового стиля
единоборства, объединяющего в себе различные направления техник, вещь довольно
редкая и в прошлом, и в настоящем. Для этого требуется незаурядная фигура
мастера, который может предложить совершенно новый подход к уже известным
вопросам. Такими мастерами были уже упоминавшиеся Ояма Масутацу и Морихей Уэсиба,
Дзигоро Кано и Брюс Ли, десятки других мастеров, имена которых вписаны в историю
боевого искусства. Несмотря на известную фразу Достоевского: "Да кто же у нас на
Руси себя Наполеоном не считает", автор в рамках данной статьи дает не новый
подход, ставящий его на один уровень с вышеупомянутыми мастерами, а лишь
некоторые рекомендации, разработанные им в технике преподаваемого им стиля
хапкидо, тем самым подготавливая почву для создания в будущем чего-то
глобального.
Техника хапкидо с момента своего зарождения была
интегральной, т.е. объединяла в себе ударные приемы ног корейских школ и технику
японского захвата Дайто-рю айки-дзюцу. Но то, чему меня учили, ограничивалось
сведением воедино ударов, бросков и болевых заломов, оставляя совершенно неясным
вопрос о динамиках движения. Иностранная литература по данному стилю ясности в
вопрос не внесла.
Автор: Дмитрий Медведев
http://www.kentavr-club.ru/combats3.html