Когда человек первый раз решил "начистить" физиономию
своему собрату? И была ли это физиономия или клыкастая морда "брата его
меньшего" (вот бы удивился наш предок такому определению, к примеру, пещерного
медведя. Даже, пожалуй, оскорбился бы принижению его победы над столь огромным
зверем. А нам с нашим техническим арсеналом, естественно, все кажется проще, да
и взгляд издалека, как известно, уменьшает проекцию). Раз уж разговор зашел о
"клыкастых мордах", то скорее всего такая необходимость возникла очень-очень
давно, когда кулак и дубина служили самым веским аргументом выяснения отношений.
Мир был прост, просты были и средства разрешения проблем, возникающих между
собратьями: кулаком, ногой, голову свернуть для верности, да еще о валун с
размаху припечатать то, что осталось от предыдущих действий.
Так или иначе, на свет появилась техника рукопашного боя,
или шире - боевое искусство. Осмысление этого пришло, естественно, позже.
Нормально для людей: сначала делаем, потом думаем.
В наше цивилизованное время можно начистить физиономию с
помощью бокса, или как там в китайских фильмах: "Сейчас я тебе покажу настоящее
кунг-фу голубого дракона". Наши предки таких премудростей не знали, зато были
раскрепощеннее и естественнее нас. Если ситуация того требовала, они особо не
задумываясь пускали в ход ноги и кулаки, хватали и били, прыгали и бросали.
Прошли века, и мы, "мудрые потомки", изобрели огромное
количество стилей и школ, но любая Школа рождается только тогда, когда
появляются рамки, ограничивающие ее технику. Со временем таких рамок становится
все больше и больше. Импульс, который вкладывал в технику мастер-основатель
иссякает, зато появляются ученики, с удовольствием развивающие и
совершенствующие условности и ограничения, в результате чего стиль начинает
походить на мумию в золотом саркофаге, где роль саркофага играют ограничения и
условности, а мумия - это все, что осталось от боевой (в прошлом) техники. В
итоге, вряд ли можно позавидовать современному адепту боевого искусства, если бы
ему пришлось встретиться со своим доисторическим предком. Тот хоть и не шибко
знал "как", зато знал "зачем", и не стеснялся использовать весь свой скромный
потенциал на полную катушку.
Впрочем, можно не забираться далеко в историю, строя
предположения, которые невозможно проверить. Еще в прошлом веке в Китае (да и в
этом, до начала культурной революции) подавляющее большинство стилей ушу
включали в себя все основные способы нанесения урона себе подобному: удары
руками и ногами, броски, заломы и т.п. То же самое в традиционном окинавском
каратэ. Старые мастера были мудры. Они понимали, что даже если в стиле
единоборства существуют определенные акценты в технике, обусловленные
историческими или культурными факторами (к примеру броски в дзюдо, берущие свое
начало от борьбы в доспехах, не позволяющей применять ударную технику, или
навязший в зубах пример с ударом наповал в староокинавском каратэ), то в
реальной ситуации ученик встречался с бойцом другого стиля, а не спарринг
партнером. Соревнований по установленным правилам единоборств в те времена еще
не знали, а эффективно противостоять чужой технике можно лишь зная хотя бы ее
основы.
А если оставить в стороне подобные рассуждения, то основных
способов воздействия на человека в бою не так уж и много. Жаль, что тот самый
предок, с которого мы начинали, не может провести у нас семинар по... боевому
искусству каменного века. Он бы доходчиво донес до своих шибко цивилизованных
праправнуков, что человека можно ударить рукой, ногой (не обязательно только
кулаком или стопой, но и коленом, локтем, ладонью), бросить на землю, ну,
придушить. До заломов он, малограмотный, мог не додуматься, да и умел ли хорошо
говорить, зато показал бы на совесть, что такое целостность, естественность и
раскованность. И этому, в первую очередь, у него стоило бы поучиться. Поучиться,
но не копировать. А то, глядишь, после японского кимоно и китайских костюмов,
минуя русские рубахи-косоворотки, для полноты ощущений нам еще пришлось бы одеть
свои звериные шкуры.
Древность древностью, но ведь и цивилизация на месте не
стояла. Хоть в китайской и индийской философии и существует мнение, что все
движется к упадку, неплохо бы присмотреться внимательнее к современным
спортивным стилям единоборств, в которых отдельные аспекты единой техники боя
разработаны с максимальной эффективностью. "Есть время разбрасывать камни и есть
время собирать камни". Подготовка была проведена на совесть, теперь объединить
бы эти аспекты. Для начала вычленим из сотен самых разнообразных стилей
единоборств наиболее результативные техники.
"Всяк кулик свое болото хвалит" и, естественно, что любой
занимающийся считает свой стиль наиболее мобильным и результативным. Иначе он
вряд ли стал бы его изучать. Но если отбросить личные пристрастия, то вряд ли
найдется много мастеров каратэ или ушу, готовых на равных поспорить с техникой
рук разрядника по боксу. Маркиз Куинсберри толк в драке знал, введя правила и
ограничения в "классическую английскую драку" он создал условия для разработки
очень мобильной и пластичной ударной техники современного бокса.
Бросают по-разному: с захватом за кимоно и с болевыми
заломами, с использованием ног или "ловя" инерцию движения. Но и здесь можно
сказать с достаточной долей уверенности, что мастера дзюдо его внебрачного
ребенка - самбо - будут еще долго держать пальму первенства перед адептами
айкидо и джиу-джитсу. Парадокс, но Дзигоро Кано, ограничив джиу-джитсу (или
дзю-дзюцу) и выбрав наименее опасные броски создал систему, на порядок
превосходящую по эффективности "родительский" стиль. Сейчас нам уже не важно,
что во времена создания дзюдо мастер-основатель Дзигоро Кано держался на плаву с
помощью некорректного использования мастера Дайто-рю Сайго Сира (Сайго Сира
считался лучшим учеником и против желающих померяться силой с адептами новой
школы выставляли именно его. Некорректность же в том, что Сайго Сира работал не
по технике дзюдо, а был мастером Дайто-рю айки-дзюцу, и многие его броски и
приемы, в т.ч. знаменитый "Горный вихрь", не входили в арсенал бросков Кодокана).
Повторяю, эти старые японские разборки для нас не принципиальны, важно то, что в
наше время никто из занимающихся дзю-дзюцу уже не пытается доказать, что дзюдо -
это профанация древнего боевого искусства самураев.
Последний стиль, заслуживающий внимания в аспекте
затронутой темы наиболее результативных техник, это таэквондо. Традиция техники
ног в Корее и Северном Китае восходит к незапамятным временам. Правда, говорят,
что единственная заслуга генерала Чой Хон Хи в том, что он придумал термин
"таэквондо" и разработал базовые комплексы этого стиля единоборств. Но традиция
себя оправдала, по разнообразию и глубине проработки техники ног таэквондо
значительно опережает многие стили единоборств такие, как каратэ и ушу, хотя в
последнее время, в связи с выходом на международную арену и постановкой стиля на
коммерческую основу, арсенал приемов стремительно упростился до накатки 2-3
"коронок".
Эти три стиля единоборств были созданы в разное время и в
разных уголках земного шара, но одним и тем же способом: введением жестких
рамок, ограничивающих спектр используемых техник и концентрирующих развитие в
определенном направлении. Не так уж теперь важно, какую роль при этом играла
упомянутая выше троица: аристократ, интеллигент, генерал. Главное - результат:
наиболее удачные технические решения. Дело в том, что в таэквондо, боксе и дзюдо
(или самбо) присутствуют все, или почти все, основные типы используемых в наше
время приемов, поэтому, зная хотя бы в общих чертах характер работы адептов
упомянутых стилей, можно с уверенностью прогнозировать действия вероятного
противника.
Так, большинство стилей в настоящий момент реально
используют в бою 4-5 ударов ногами, общих с техникой таэквондо, и 2-3 боксерских
удара. А адепты бросковых стилей, типа единоборств дзю-дзюцу или циньна, в
реальной ситуации часто предпочитают более простые броски с бедра или подножки
сложным ключам и заломам.
Автор: Дмитрий Медведев
http://www.kentavr-club.ru/combats3.html