С.Ю.Журавлев, доцент кафедры криминалистики Нижегородского
юридического института МВД России;
В.Н.Лавров, доцент кафедры боевой подготовки Нижегородского
юридического института МВД России
Удары ПР и ногой
Выполнению маховых ударов ПР или ногой по той или иной
траектории может препятствовать щит. Поэтому его необходимо переводить в
положение, при котором он не мешал бы выполнению ударов. Может производиться
отведение щита в сторону, поворот его внутрь, перевод в горизонтальное
положение, подъем или опускание щита в зависимости от траектории удара.
Таким образом, если умело убирать щит, то можно производить
маховые удары ПР и ногой практически по любой траектории.
Обучение
В процессе обучения ударам при наличии щита могут быть
использованы все специально-подготовительные упражнения и учебно-тренировочные
задания, применяемые при обучении маховым ударам без щита (п. 1 - 32).
Эти упражнения могут выполняться в сочетании с различными
способами перевода щита в положение, не мешающее ударам. С учетом этого
вариантов выполнения приемов оказывается множество.
В процессе обучения ударам при наличии щита главное
внимание должно уделяться согласованности действий левой рукой, убирающей щит с
траектории удара, и правой, наносящей удар ПР.
Примерные упражнения.
Манипуляции щитом И. П. - боевая стойка:
1 - опустить щит, выпрямляя руку; 2 - в И.П.;
1 - поднять щит над головой; 2 - в И. П.;
1 - отвести щит в сторону; 2 - в И.П.;
1 - повернуть щит в горизонтальное положение внутрь; 2 - в
И.П.;
1 - повернуть щит в горизонтальное положение наружу; 2 - в
И.П.
Произвольная манипуляция щитом, фиксируя его в различных
положениях.
Опустить щит, разнообразные удары (одиночные маховые ПР и
ногой, комбинации односторонние и двухсторонние, комбинации маховый - нога, нога
- маховый).
То же, с передвижением (скользящим подшагом и шагом и др.).
Поднять щит над головой, разнообразные удары.
То же, с передвижением.
Отвести шит в сторону, разнообразные удары.
То же, с передвижением.
Повернуть щит в горизонтальное положение внутрь,
разнообразные удары в верхний уровень.
То же, с передвижением.
Повернуть щит в горизонтальное положение наружу,
разнообразные удары в нижний уровень.
То же, с передвижением.
Данные упражнения целесообразно выполнять с использованием
специальных снарядов.
Удары щитом
Удары могут наноситься в основном плоскостью и боковым
краем щита.
№ 1 во фронтальной стойке, № 2 упирается плоскостью щита в
№ 1, пытаясь оттеснить его.
№ 1 во фронтальной стойке, № 2 с подшагом наносит
дозированные удары плоскостью щита.
№ 1 во фронтальной стойке, № 2 с подшагом удар плоскостью
щита, с отшагом маховый удар ПР.
С подшагом удар ребром щита по ПР, удерживаемую
горизонтально при хвате за концы.
То же, в комбинации с ударом ПР или ногой.
Отведение щита в сторону, с шагом боковой удар ПР, с шагом
удар ребром щита.
Защита щитом от ударов предметами
Защита от ударов предметами с использованием щита
осуществляется аналогично тому, как осуществляется защита подставками и отбивами
предплечья. Подставлять необходимо ту часть щита, которая прилегает к
предплечью.
При защите ударов сверху, сверху-сбоку, особенно длинными и
тяжелыми предметами, щит целесообразно подставлять под углом к направлению
ударов (скользящий блок), что уменьшает поражающее действие удара и ставит
противника в невыгодное положение для повторной атаки.
При защите от прямых (тычковых) ударов целесообразно
производить подставку с отведением щита наружу.
При защите от бокового (наотмашь) удара по ногам, приседая,
опустить щит, поставив нижний край на землю, и упереться в него стопой передней
ноги.
Защиту, как правило, необходимо выполнять в сочетании с
ответными ударами ПР или ногой.
Обучение
Обучение защите от ударов предметами с использованием щита
осуществляется аналогично обучению защите без щита. В качестве предмета может
использоваться ПР или палка большей длины.
Примерные комбинации:
№ 1 Атака: удар сверху. № 2 Защита: подставка щита вверх в
сторону. Ответ: удар ПР (комбинация ударов ПР, ПР - ногой).
№ 1 Атака: удар сбоку. № 2 Защита: подставка щита с уходом
внутрь. Ответ: удар ПР.
№ 1 Атака: удар наотмашь. № 2 Защита: подставка щита с
уходом наружу. Ответ: удар ПР (комбинация ударов).
№ 1 Атака: прямой (тычковый) удар. № 2 Защита: с уходом
внутрь подставка щита. Ответ: удар ПР.
№ 1 Атака: удар сбоку по ногам. № 2 Защита: уход внутрь,
подставка щита с упором о стопу. Ответ: удар наотмашь ПР.
№ 1 Атака: удар наотмашь по ногам. № 2 Защита: уход наружу,
подставка щита с упором о стопу. Ответ: удар ПР.
Если защита осуществляется в составе плотного строя
(интервалы между сотрудниками небольшие), уходы выполняются с небольшим
передвижением с поворотом.
Защита щитом от летящих предметов
Защита от одиночных летящих предметов осуществляется
подставкой щита, аналогично тому, как от ударов предметами. При забрасывании
сотрудников предметами, например, камнями, может применяться "глухая зашита".
Сотрудник встает на правое колено и ставит щит на землю, немного наклонив на
себя, носком левой ноги и тыльной поверхностью кулака правой руки упирается в
нижний край, а лобной частью головы - в верхний край щита.
Такое положение принимается по команде "Камни".
Обучение
№ 1 бросает теннисный мяч с различной траекторией полета. №
2 становится в различные положения по отношению к бросающему (лицом. левым,
правым боком). Защищается подставками и отбивами щитом.
"Глухая защита". По команде "Камни" сотрудники принимают
положение "глухой защиты" и контролируют правильность положения.
Основы тактики действий сотрудника. вооруженного ПР
Тактика действий сотрудника ОВД, вооруженного ПР, может
быть: активной, атакующей, наступательной или маневренной оборонительной.
При выборе тактики действий необходимо учитывать следующие
условия:
вооруженность противников;
их физические данные (рост, вес и др.);
физическая и техническая подготовленность (быстрота и
координированность передвижения, реакция, техника ударов руками и предметами и
т.п.);
намерения и степень агрессивности противников и другие
факторы.
Общеразвивающие и специально подготовительные упражнения с
использованием ПР
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения для развития подвижности в суставах и
позвоночнике:
наклоны вперед с отставлением ноги, рывок прямыми руками
назад, прогнуться; наклоны в стороны, повороты, вращения туловищем, передвижение
окрестным шагом с поворотом туловища;
захватить палкой за колено поднятой вперед ноги и
подтягивать его к груди;
наклониться, завести палку под спину и поднимать
выпрямленную, подтягивая ее к себе;
захватить палкой за подъем отставленной назад ноги и
подтягивать ее вверх к себе;
приложить палку к затылку и тянуть ей голову, наклоняя
вперед.
Дозированные удары ПР по конечностям и телу.
Специально подготовительные упражнения.
Упражнения для развития подвижности в суставах рук и
формирования "чувства" палки. Упражнения выполняются при хвате ПР одной рукой
поочередно правой и левой, в различных плоскостях, на месте и при передвижении
различными способами:
круговые движения в локтевом и лучезапястном и только
лучезапястном суставах;
диагональные махи (восьмеркой) выпрямленной рукой;
диагональные кистевые махи (восьмеркой).
Упражнение для формирования специальной координации:
тычковые, круговые и толчковые удары в воздух по различным траекториям при
передвижении различными способами и в различных направлениях:
удары при передвижении вперед (назад) скользящим шагом;
удары при передвижении приставным шагом правым (левым)
боком вперед;
удары при передвижении приставным шагом с поворотом на 180
градусов через два шага;
удары из боевой стойки с подшагом (подскоком) вперед
(назад);
удары из боевой стойки с подшагом (подскоком) со сменой
стойки через два шага и на каждый шаг.
Указанные упражнения могут быть использованы главным
образом в подготовительной части занятий.
Контроль за уровнем обученности боевым приемам борьбы с
использованием ПР
Уровень обученности определяется путем выполнения на оценку
заданий, включающих изученные технические действия с постепенным усложнением
условий их выполнения:
Выполнение заданий с предварительной идеомоторной
проработкой.
Выполнение заданий на фоне сбивающих факторов, которые
могут возникнуть в реальных условиях.
Выполнение заданий, моделирующих целостную деятельность с
использованием всего арсенала изученных технических действий.
Подобный способ контроля распространяется и на боевые
приемы борьбы с использованием ПР. Из технических действий, включенных в
обучение, формируются наборы заданий или билеты. Обычно в один билет включается
5 заданий из разных разделов.
Контрольно-проверочные занятия по выполнению заданий первой
степени сложности могут организовываться следующим образом. Группа строится в
две шеренги, лицом друг к другу или в две шеренги строя. Первая -выполняющие
задание, вторая шеренга -имитаторы. Участники первой пары берут билеты, номера
которых записываются в протокол. Преподаватель (инструктор) зачитывает первое
задание. Подается команда "Приготовиться!" и выдерживается пауза, в процессе
которой все участники идеомоторно прорабатывают действия. По команде "Прием!"
все участники выполняют действия. Преподаватель оценивает прием и записывает в
протокол. Таким образом, одна пара сдает, а выполняют все. Это позволяет
повысить плотность занятия за счет многократного выполнения приемов. Аналогично
могут проводиться контрольно-проверочные занятия, в которых степень сложности
выполнения заданий может повышаться за счет выполнения атакующих действий
немедленно после получения задания, выполнение защитных действий на внезапную
атаку противника заранее неизвестным способом, проведение приемов на разных
партнерах. В этом варианте вытянутый билет не показывается сдающему. Имитатор и
сдающий встают спиной друг к другу. Если проверяется атакующее действие, то
подается команда: "Приготовиться!", зачитывается задание и подается команда
"Прием!", по которой партнеры поворачиваются лицом друг к другу и проводится
прием.
Если проверяется защитное действие, то имитатор жестом или
шепотом получает задание на атаку.
По команде "Приготовиться!" имитатор поворачивается лицом к
атакующему, по команде "Прием!" сдающий поворачивается лицом к имитатору,
который немедленно атакует обусловленным способом.
После выполнения задания имитаторы смещаются на один номер.
В процессе обучения боевым приемам борьбы с использованием
ПР обучаемые должны овладеть:
Ударами ПР выполняемыми способами, комбинациями ударов, в
том числе в сочетании с ударами ногами.
Защитными действиями от ударов и захватов уходами,
подставками и отбивами свободной рукой и средней частью ПР при хвате ее двумя
руками с использованием в качестве ответных действий ударов ПР и ногой, болевых
и удушающих приемов.
Удушающими приемами и сковываниями с использованием ПР.
Использованием ПР в комбинациях с другими боевыми приемами
борьбы и в различных ситуациях.
Использованием ПР и щита для ударов и защиты.
Задания для билетов отбираются из соответствующих разделов
данного пособия, которые были использованы при обучении. Оценка производится по
пятибалльной системе экспертным путем с учетом изложенной в пособии техники
выполнения приемов и наиболее типичных ошибок.
Контроль за уровнем обученности с использованием заданий,
моделирующих целостную деятельность, может проводится следующим образом:
сдающему предлагается выполнить 5 заданий, выполняемых 10-20 сек. каждое.
Непрерывное выполнение ударов ПР по специальному снаряду с
места и в передвижении, одиночными и всевозможными комбинациями.
Оценивается:
умение наносить удары, комбинировать их;
умение передвигаться в сочетании с ударами;
динамика ударов (умение "вкладываться" в удары).
Атака маховыми ударами в разрешенные зоны имитационной
палкой двух несопротивляющихся имитаторов, защищающихся уходами.
Оценивается:
точность ударов;
умение переключать внимание и передвигаться.
Защита от атакующего ножом уходами с глубоким
маневрированием с ответными ударами ПР и ногой.
Оценивается:
умение защищаться, поддерживая дальнюю дистанцию;
умение выбирать момент для контратаки.
Защита щитом от атакующего палкой с ответными ударами ПР и
ногой и от летящих предметов.
Оценивается:
умение защищаться щитом в сочетании с ответными ударами.
Выполняя пять заданий на пяти имитаторах. В задания входят:
упреждающие действия, при попытке достать оружие или в изготовке для атаки, при
угрозе оружием в упор, при попытке обезоружить, атака ножом со средней и
короткой дистанции и защитой отбивами ПР и другими, освобождение от захватов и
обхватов, от захватов ПР, сковывание, удушающий захват, загиб руки за спину с
использованием ПР.
Задания могут даваться по билетам, содержащим данные
задания.
Имитаторы могут размещаться по кругу, в одну шеренгу или в
колонну по одному и выполняют в соответствии с заданием обусловленные действия.
http://www.crass.ru/read/pr.shtml