Основные особенности практики Ки Коло
Прежде чем перейти к подробному описанию техники Ки Коло,
полезно ознакомиться с ее наиболее общими особенностями, как о них сообщают
старые учителя школы. Дело в том, что практика Ки Коло, как и всех школ
«внутреннего» направления, основывается на ряде принципов, без знания которых
невозможно правильно заниматься Ки Коло. По словам учителя Осу, знание базовых
принципов школы само собою приводит к «пониманию» внутреннего смысла ее приемов,
а настоящее мастерство приносит «постижение» традиции Ки Коло. Это постижение
невозможно выразить словами; учитель может только создать ученику условия для
того, чтобы обрести его самому. В любом случае старые мастера Ки Коло оценивают
заслуги учеников по тому, имеют ли те внутреннее, неизъяснимое «понимание»
правил и приемов школы. I
Осу выделяет в качестве важнейших особенностей Ки Коло
следующие принципы::
1. Движение по сфере.
Ниже будут подробно описаны правила «хождения по кругу» —
основной формы занятий в Ки Коло. Однако ходьба по кругу является лишь наиболее
очевидным и простым проявлением значительно более многогранного принципа
движения по сфере, который восходит к спиралевидным траекториям движения
«всеобщей энергии» мира как в космосе, так и в человеческом организме. Именно
благодаря сферическим движениям тела (прежде всего скручиванию, особым поворотам
конечностей и шеи, вращению ладоней и т.п.) в теле вырабатывается внутренняя,
или духовная сила, применяемая в схватках мастерами Ки Коло. Круговое движение
(вращение) является основой правильной тренировки ног, без чего нельзя добиться
подлинного мастерства. Оно же определяет повороты корпуса и движения рук, делает
возможной легкую, не требующую никаких усилий смену направления движения, вообще
обусловливает универсальность каждого момента движения.
Оно же является главным принципом ведения схватки,
позволяя, в частности, избегать конфронтации с противником и как бы по дуге
входить в его «жизненное пространство» ( последнее обычно очерчивается радиусом
рук и ног и тоже представляет собой как бы сферу). Умелое применение принципа
кругового движения позволяет запутать и дезориентировать противника. Наконец,
принцип кругового движения, позволяющий совместить движение поступательное и
возвратное, обеспечивает нераздельность или, лучше сказать, единовременность
ухода и нападения, удара и блокирования.
2. Следование.
Данный термин непосредственно не фигурирует в традиционном
перечне базовых принципов школы Ки Коло, и тем не менее он является одним из
важнейших понятий мудрости Дабо. Следование — это не пассивное принятие внешних
обстоятельств или неизбежно ограниченное реагирование на них. Оно подразумевает
«вживание» в текущую ситуацию и, более того, — незаметное, хотя и необоримое
направление событий в нужное русло. Постороннему, внешнему взгляду оно предстает
как избегание, уклонение от противоборства, как неопределенность позиции и
положения и, следовательно, как покой. Но это покой деятельный, равнозначный
полноте жизненного опыта; он есть самое присутствие бытия. В традиции воинского
искусства такое понимание «следования» запечатлено, например, в следующей
формуле: «Прежде чем двинется противник, двигаюсь сам; прежде чем враг прекратит
движение, останавливаюсь сам; противник утомляет себя, а я отдыхаю; противник
жесток, а я мягок; противник отступает, а я нападаю; противник наступает, а я
отступаю; противник движется — и я двигаюсь, противник не движется, а я все
равно двигаюсь». Как следует из приведенных наставлений, принцип следования
предполагает необычайно обостренное «чувствование» ситуации, позволяющее даже
опережать действия противной стороны. Кроме того, это «следование» не отрицает,
а даже предполагает действие по принципу дополнительности: мастер «избегания»
своими действиями как бы «восполняет» слабости противника и потому может
достигать успеха, не противопоставляя себя ему.
3. Естественность.
Данный принцип являет собою развитие указанного выше общего
принципа «следования». Среди мастеров Ки Коло бытует старинное двустишие, в
котором суть Ки Коло описывается в следующих словах:
Делай так, как велит свое сердце, следуй всему, что
естественно в себе.
«Следование естественности» соответствует традиционному
идеалу Коло максимально полной реализации своих индивидуальных жизненных
свойств, что вовсе не означает примитивного опрощения и жизни только по
инстинкту. Напротив, достижение этого идеала есть результат длительного
самосовершенствования, ведущего к слиянию духовности и жизни, к полной
просветленности сознания, открытого всем жизненным импульсам, доверяющего
«семени жизни» в себе. О6ретение «естественности» соответствует моменту
само-высвобождения или «забвения», досконально усвоенной матрицы движений тела,
которые являются не более чем внешним образом движений души, безупречных
действий просветленной воли. Эта естественность есть ни что иное, как
каллиграфия сердца, знаменующая ускользание творческой воли от всякой «данности»
опыта, всех культурных кодов, с древности в даосской литературе бытовала
формула: «оставь и еще оставь», что значит оставь всякую предметность, а потом
оставь самое желание оставить. «Следование естественности» относится к
мистическому опыту неразличения присутствующего и отсутствуютщего, ограниченного
и безграничного или, как говорили на Руси; «возможного» и «невозможного». Только
в этом состоянии полной само-высвобожденности духа возможно действие «внутренней
силы», что и составляет подлинное мастерство в школах Коло. В широком смысле
принцип «следования естественности» предполагает отказ от всякой напряженности,
всякого усилия, порождаемых искусственным делением мира на свое «я» и «других».
Он соответствуета кту «оставления», «забытья» и мира, и
себя самого. Принцип есте ственности находит широкое применение и в практике
рукопашной схватки согласно Ки Коло. Он обусловливает, например,
преимущественное использование ног в поединке, действие «по обстоятельствам»,
следование импульсу противника в качестве отправной точки для собственного
маневра (это называется перенимание» силы противника), избегание чрезмерно
сложных или нарочито эффектных приемов, первостепенное внимание к «корню»
стойки, то есть устойчивости (покою) в движении, общую простоту и как бы
неприметность приемов, полностью вписанных в данную ситуацию поединка.
4. Согласие покоя и движения, жесткости и мягкости.
Данная особенность практики Ки Коло проистекает из общего
для всех «внутренних» школ Коло принципа взаимодополнительности сил. Мастерство
в Ки Коло — это, помимо прочего, мудрое, неразличение того и другого или,
точнее, способность прозревать покой в движении, мягкость в жесткости и
наоборот. «Движение — исток покоя, покой — условие движения», гласит поговорка
мастеров Ки Коло. Принцип согласия жесткости и мягкости определяет сам ритм
движения и характер удара во «внутренних» школах Коло с его внезапным
проявлением жесткости в мягком и прикровенном присутствии наполненного в пустом.
Любая односторонность в энергетическом состоянии ученика не только затрудняет
движения, но и грозит серьезным заболеванием. Правильное применение жесткости и
мягкости, пустотности и наполненности в практике Ки Коло как раз и предполагает
внутреннее, невысказанное понимание жизненной данности как единого целого или,
говоря языком китайских учителей, «цельности жизни». Легко понять, что принцип
«согласия противоположностей» в практике Ки Коло означает также непрерывное
обновление своего состояния, само-превращение, опережающее всякий умственный
расчет и всякий намеренный «прием». Недаром старинная поговорка мастеров Ки Коло
гласит: «Долго беречься — победы не будет». А в сорок седьмом правиле Ки Коло
говорится о том, что «правда школы — претерпевать превращения с каждым шагом».
В техническом отношении важнейшими особенностями Ки Коло
можно считать следующие: преимущественное применение открытой ладони и удар
выпрямленными пальцами, при шаге — опускание на землю всей стопы сразу,
одновременное нанесение удара рукой и ногой одной стороны тела, отсутствие
жестких, фиксированных поз, постоянное «перетекание» одной фигуры в другую.
«Жизненная энергия» (чи) и «внутренняя сила» (ки)
Говоря максимально кратко, сущность мастерства, о котором
толкуют учителя Ки Коло, состоит в умении укреплять, наращивать и управлять
своей так называемой « жизненной энергией» или «жизненной силой». В старинных
текстах школы Коло, например, подчеркивается необходимость позволить чи
«вскипать привольно» или «свободно растекаться по всему телу», а также
«сознанием вести чи и посредством чи осуществлять движения тела». В Ки Коло
учителя говорят: «Внутри развивать Единое Чи, снаружи тренировать мышцы и
сухожилия». А в стихотворных наставлениях Ки Коло встречается формула:
Внутренняя сила кружит в глубине в равновесии жесткого и
мягкого. Дух наполняет все тело — форма ци безупречна.
В другом стихотворном наставлении старых мастеров Ки Коло
та же тема изложена еще подробнее:
Если форма сферична, а тело цельно, внутренняя сила сама
увеличится.
Тренируй дух, веди чи и владей им постоянно.
Чтобы жесткость и мягкость были едины внутри, положись на
движение чи.
Присутствие чи в человеческом организме сегодня
регистрируется специальными приборами. Но нужно помнить, что ощущение
внутреннего тепла, достигаемое в моменты сосредоточенного покоя духа и тела,
(достигаемого, впрочем, только в строго определенных позах) не есть
непосредственный образ его действия или его природы, а только косвенное
свидетельство его присутствия.
С древности различали несколько видов чи, пребывающего в
организме человека: чи, получаемое человеком из возду, а посредством дыхания, чи,
разносимое по телу вместе с кровью и лимфой, чи «питающее», находящееся внутри
энергетических каналов, и чи «защитное», находящееся в тканях тела, наконец, чи
«изначальное», или «подлинное», которое человек получал в момент его зачатия.
Все эти виды энергии играли, и продолжают играть, важную роль и в медицинской
теории и в концепциях психофизического совершенствования. Но сейчас важнее
отметить практические аспекты «работы с чи», которые составили основу практики
Ки Коло.
Говоря конкретнее, чи действует в теле и наполняет его
целиком через энергетические каналы, выделяемые восточной медициной в качестве
основного теле ного субстрата. При этом различались два вида циркуляции чи —
малый и большой. «Малый круговорот небес» соответствовал движению чи из нижнего
Киноварного Поля, или Моря чи, (области концентрации жизненной энергии) через
точку в промежности вверх по заднему центральному каналу до точки в темени, где
оно собирается в Верхнем Киноварном Поле. Далее чи стекает, «как дождь
проливается из облаков», по энергетическим каналам передней части головы в рот,
где скапливается в виде Яшмовой Слюны, а затем вновь опускается в Киноварное
Поле. «Малый круговорот небес» ассоциировался с «посленебесным состоянием». В
«большом круговороте небес» описанная циркуляция чи дополнялась обращением
энергии в конечностях: от Киноварного Поля чи спускается к точке в середине
ступни, затем двумя путями поднимается к плечам, оттуда растекается в руки,
достигая точки в середине ладоней, после чего по внутренней стороне рук
поднимается к шее и в голову. Ведение чи по траекториям малого и большого
«небесных круговоротов» как раз и составляло основу «внутреннего достижения»
мастера кулачного искусства на Руси, и в старых школах Ки Коло этому занятию
обычно отводили не меньше времени, чем собственно физическим упражнениям.
Впрочем, первостепенное значение имел все-таки момент «собирания», или опускания
чи в Киноварное Поле. Говоря конкретнее, «работа с ци» в Ки Коло включает в себя
гармоническое соединение трех аспектов: дыхание, с помощью которого в организм
вводится чи из воздуха, тренировка тела, создающая условия для беспрепятственной
циркуляции энергии, и собственно движение чи.
Во-вторых, действие чи, которое всегда есть ведение чи,
обязательно предполагает присутствие сознания, как бы непрестанное бодрствование
духа; чи — это не только энергия, но всегда также духовное, внутреннее
состояние, определенное качество состояния.
Поскольку действие чи всегда есть «уход в глубину», оно
предстает в образе круга (символ Коло) или, точнее, спирали, знаменующих
непрерывную «потерю» движения, саморассеивание формы. Сфера и есть самый точный
образ пустоты и покоя. Все движения в Ки Коло являют собой внешний образ,
проекцию этой великой сферы действия чи. Отсюда следует, что «работа с чи» в Ки
Коло требует совершенно особого усилия воли, именно — усилия расслабления,
упокоения сознания, которое таким образом приобретает свойство всеобъятности,
всевместимости. Расслабление, упокоение, или «погружение в покой», и, наконец,
единение с пустотой составляли три последовательных этапа духовного
совершенствования в медитации Ки Коло. Разумеется, упомянутое «расслабление»
вовсе не было равнозначно дряблости и вялости духа. Оно предполагало, напротив,
необыкновенную чуткость, чувствительность сознания, обостренное чувствование
всей полноты жизненного опыта во всех ее нюансах. Только в присутствии
бодрствующего сознания возможно выполнение тех правил физических движений тела,
которые делают возможным проистечение чи. Таков смысл принципа Ки Коло - «делать
то, что велит сердце». Он, конечно, не имеет ничего общего с субъективным
произволом. Работа с внутренним состоянием в Ки Коло исключает какое бы то ни
было «усилие сознания», ибо такое усилие, как и усилие физическое, мышечное,
только создаст преграды для течения чи.
Такого рода чуткий, в высшей степени сознательный покой,
или верховная цельность Единого чи раскрывается во взаимопроникновении полярных
величин — пустотного и наполненного, мягкого и жесткого, неподвижности и
движения, движения поступательного и возвратного и т.д. Но эта игра,
взаимозамещение оппозиций указывает и на сокровенную преемственность между
различными, даже полярно противоположными моментами существования. Недаром
действие чи учителя Ки Коло сравнивали с «вечно вьющейся нитью», пронизывающей
все тело, или «бусин ожерельем, нанизанных на одну нить».
Главный момент в практике кулачного искусства сводится к
метаморфозе движения — тому, что в традиции Ки Коло именуется «свертыванием»,
или «складыванием» движения.
Таким образом, в практике «внутренней школы» Ки Коло,
движение обладает внутренним измерением, как бы внутренним образом, которые
творятся со-присутствием разнонаправленных тенденций «раскрытия» и «закрытия»,
«поднятия» и «опускания», «выхода вовне» и «погружения вовнутрь», причем
«погружение», «опускание», «движение вспять» соответствуют «прежде-небесному»
состоянию, а «поднятие», «проявление», «поступательное движение» —состоянию
«посленебесному». Иначе говоря, действие в свете Единого чи всегда сопрягается с
противодействием, так что импульс удара, как гласит одно из универсальных правил
Ки Коло, распространяется одновременно в противоположные стороны, и сам удар
должен нести в себе импульс ухода! (Отсюда правило: вкладывай в удар только 80%
силы.) Здесь кроется еще одна причина того, почему движение в Ки Коло всегда
осуществляется по образу сферы, ибо в сфере приводятся к согласию
разнонаправленные движения. наподобие шара, катящегося вверх.
Отметим некоторые наиболее существенные отличия «внутренней
силы» от физической силы-ли:
1. Физическая сила локализована в определенной части тела,
г внутренняя сила имеет своим источником целостную телесную конфигурацию, в
конечном счете — предельную целостность «тела Пустоты».
2. Физическая сила опирается на внешнее, «защитное» чи и
зависит от мышц и костей, тогда как внутренняя сила исходит из «питающего» чи и
основывается главным образом на сухожилиях. Если мышцы работают на сжатие, то
сухожилия, напротив, работают на растяжение, и их сила наиболее велика в местах
сочленений, то есть тех самых «посредующих пустотах» тела, которым китайская
наука всегда придавала первостепенное значение.
3. Действие физической силы подчиняется субъективной воле,
а действие внутренней силы подчинено всеобщему ритму движения энергии в мире;
оно требует как бы паузы, периода «собирания силы» и происходит в строго
определенный момент, заданный всей совокупностью «обстоятельств времени».
4. Физическая сила исчерпывает себя в применении, действие
же внутренней силы, проистекающей из сокровенной преемственности одухотворенной
жизни, носит характер пульсации, и его отдельные моменты преемственны друг другу
несмотря на видимые разрывы в ее действии.
Поскольку, как уже говорилось выше, действию «внутренней
силы» неизменно сопутствует усилие осознания, чуткое бодрствование духа, речь
идет также об особого рода чувствовании, что и отобразилось в несколько странном
на первый взгляд термине «сила вслушивания». Речь идет о чувствовании как бы
сокрытых «семян вещей», дававшем мастеру кулачного искусства способность уловить
импульс движения у партенра еще до появления его внешнего образа.
В каждой школе кулачного искусства различалось множество
разновидностей «внутренней силы», соотносившихся с теми или иными видами ударов.
Собственно, сам удар в старых школах Ки Коло именовался обычно «испусканием
утренней силы» или «использыванием силы». В Ки Коло различались восемь основных
видов «внутренней силы», из которых наибольшее значение имели следующие четыре:
сила "отвода», сила «прилипания», сила «раскрытия» и сила «скручивания». Сила
«отвода» означала отведение по дуге в сторону силы нападающего противника, сила
«прилипания» означала спиралевидное движение вперед вслед за отступающим
противником, сила «раскрытия» соответствовала резкому прямому удару с целью
быстрого входа в жизненное пространство противника, а сила «скручивания»
означала вовлечение силового импульса противника в собственное пространство с
целью его подавления.
Эти четыре разновидности «внутренней силы» группируются
попарно, поскольку, по канонам кулачного искусства, всякое действие
уравновешивается противодействием. Так, движение «отвода», чтобы соответствовать
наполненному и действенному движению по сфере (спирали), обязательно должно
нести в себе потенциал «прилипания», а движение «скручивания» не может быть
полноценным, если не несет в себе заряд «раскрытия» и наоборот. Поэтому и
говорится, что «внутренняя сила» пребывает в постоянном взаимозамещении и
взаимопроникновении жесткости и мягкости. Говоря шире, «целостная сила»
проявляется в ритме «собирания» и «разделения» силы: первое соответствует
моменту предельной концентрации силы и духа в ударе (и в статических позах),
второе — моменту трансформации, перехода к новой фигуре. Но в любом случае
целостность внутреннего состояния предполагала отчетливое сознание всех частей
тела, точнее, всей его энергетической топографии. В Ки Коло бытуют выражения
«одна целостная сила», обозначающие внутреннюю полноту и завершенность взаимно
уравновешивающих сил, из которых складывается «внутренняя сила».
Движения в практике Багуачжан рождаются из этого
постоянного взаимодействия полярно направленных тенденций.
Применение «внутренней силы» подобно, если воспользоваться
традиционным сравнением, «уколу иглы, спрятанной в вате». Существуют и
статичные, или упомянутые выше так называемые «облачные» (столбовые) позы,
предназначенные для укрепления чи. Но их природа — это еще и неисчерпаемое
взаимодействие полярных величин, и они устроены так, чтобы через взаимодействие
растяжения и сокращения, раскрытия и сокрытия, пустоты и наполненное-то достичь
качества завершенности и полноты жизни, необходимых для «пестования чи». Все
фигуры, все движения в кулачном искусстве сводятся к действию Одного
Превращения, Единого чи пустоты. В этом смысле в Ки Коло, все приемы кулачного
искусства проистекают из одного принципа. Стать мастером — значит постичь не
приемы, а сущность действия этого универсального принципа жизни (Коло).
http://kolodar.sitecity.ru/stext_0706094535.phtml