На бузника промах по противнику не оказывает никакого
психотравмирующего воздействия, т.к. в бузе используется совершенно другая
система мышления по сравнению с боксом или каратэ. В бузе нет ударов, нет
блоков, нет бросков, никаких приемов вообще нет, а раз нет приемов, то нет и не
получившихся приемов, есть одно непрерывное движение, выполняемое по
определенным принципам, принципам эффективного ведения боя. Для бузника не
существует неожиданных или непривычных ситуаций, т.к. приемов нет и привыкнуть
ему было не к чему. В этой статье приходится выхватывать из непрерывного
бузовского движения маленький отрезок и, отступая от канона, обозвать его
ударом, хотя у этого движения на самом деле нет ни начала, ни конца.
Второй причиной, по которой в бузе спокойно относятся к
ситуации, когда проекция центра тяжести выходит за площадь опоры, это называется
потеря равновесия, является то, что в бузе устойчивость сохраняют не так как в
боксе или каратэ.
Существует два типа устойчивости, это статическая, ее
иллюстрирует пирамида с широким основанием и динамическая, иллюстрация - кукла
ванька-встанька. Каратэ - это система с ярко выраженным стремлением использовать
статическое равновесие, отсюда широкие стойки с низким центром тяжести. Бокс -
система более подвижная, чем каратэ, но в нем так же доминирует статический
способ поддержания равновесия, т.е. боксер постоянно следит за тем, чтобы
проекция центра тяжести не выходила за площадь опоры, а если это происходит, то
в боксе есть только один способ восстановить равновесие, это сделать шаг в
нужном направлении чтобы переместить площадь опоры под центр тяжести. Буза - это
система, в которой основным способом поддержания равновесия является
динамический, при естественно постоянном использовании статического. Яркий
пример удержания динамического равновесия в приложении к человеку, это
канатоходец на канате. Теряя равновесие он не может сделать шаг влево или
вправо, оно восстанавливается за счет умелого манипулирования собственным телом.
Это манипулирование происходит не абы как, не случайными хаотическими
движениями, а специальными, выверенными, являющимися основой профессионального
мастерства канатоходца.
Бузник, как канатоходец сохраняет равновесие не столько
перешагиванием, сколько за счет управления собственным телом. Не надо
представлять себе действия бузника, похожими на балансирование руками и ногами
подскользнувшегося человека, все гораздо сложней и одновременно проще. Каждое
бузовское движение, берем конкретно удар, содержит в себе не только ударное
движение рукой, но и потенциальную возможность выхода из удара, с продолжением
атакующих действий, в случае промаха. Рассмотрим это на примере, представьте
себе акробата выполняющего сальто с пируэтом, это прыжок с вращением в двух
плоскостях. Такая сложная траектория движения задаетя одномоментно во время
отталкивания от опоры, т.е. тело спортсмена в начале движения уже полностью
содержит его в себе. Бузовской удар, это даже в чем-то сложнее, чем
акробатический прыжок. Такой прыжок, это действие, заранее спланированное и
точно определенное, без возможностей его изменения, а бузовской удар до
определенного момента его развития, содержит возможность выбора. Из удара с
качанием можно, без потери равновесия выйти несколькими способами "журом" с
одновременной атакой ногой, через "покач" с выходом на бросок или комбинацию
нога-рука, или "жаворонком" с ударом ногой или рукой в зависимости от дистанции
до противника. Не будем пояснять бузовские термины, обозначающие особые способы
выполнения движения телом в сочетании с перемещениями, бузникам они понятны, а
другим, чтобы объяснить надо на каждый писать по книге или позаниматься с
тренером.
Бузник может так вложиться в удар, что уже никакие
потенциальные возможности не помогут восстановить равновесие. Что произойдет
тогда? Да ничего неожиданного и неприятного, бузник двигаясь по траектории
удара, восстановит равновесие, за счет кувырка через плечо бьющей руки или,
например, выполнив акробатическое колесо, с возможной одновременной атакой
ногой. Буза - это бесконечная свобода движений выполняемых по определенным
принципам.
Вторым фактором, влияющем на эффективность удара, является
жесткость. Жесткость удара зависит от двух вещей, мышечной силы бойца и
положения, которое принимает его тело в конечной фазе удара. С силой, я думаю,
все ясно, чем она больше, тем лучше, при соблюдении определенных условий. Сила
должна быть быстрой, бойцу необходимо мгновенно напрягать мышцы, если это
напряжение размажется во времени, то жесткости в ударе добиться не удастся.
Разберемся с положением тела, с той конструкцией, в которую должен выстраиваться
скелет, в конечной фазе удара. Один и тот же человек выполняя удар по разной
технике, может демонстрировать разную жесткость. Вопрос, каким должно быть
положение тела, не является сильно сложным. Представьте себе, что вам нужно
толкать заглохший автомобиль, несколько раз попробовав, вы примите положение
тела близкое к показанному на рисунке 5, именно такое положение тела
обеспечивает наиболее жесткую, с минимальными затратами, передачу усилия от
сильной нижней части тела, через позвоночник и руки к толкаемому предмету.
Рис.5
http://www.buza.ru/text.php?cat_id=5&text_id=37&page=4