В этой теоретической статье хотелось бы популярно изложить
некоторые аспекты модели специалиста, обладающего определенным необходимым
кругом знаний о предмете преподавания материала разномасштабного характера,
необходимого для обучения различных контингентов.
Боевое самбо — рукопашный бой в настоящее время в силовых
структурах преподается преимущественно по двум направлениям:
Как раздел общефизической подготовки.
Как специальный предмет (наряду со стрельбой и другими
военно-прикладными направлениями).
Требования, предъявляемые к подготовке специалиста,
довольно высоки.
В широкий круг знаний о предмете преподавания прежде всего
входят: медицинские аспекты, анатомия, физиология, биомеханика, общая и
специальная психология, широкий общекультурный кругозор, включающий знания в
смежных областях деятельности, а также умение составлять программы для различных
контингентов в соответствии с различным функциональным направлением этих
контингентов.
Поэтому этот ограниченный контингент
специалистов-преподавателей должен иметь и имеет высшее образование и ученые
степени с широким диапазоном знаний по предмету, применяемому в различных
государственных силовых системах как у нас, так и за рубежом, т.е. владеть
предметом на уровне мировых знаний.
В настоящее время по опыту иностранных специалистов в
некоторых учебных центрах, например, в центре подготовки профессиональных
телохранителей США и центре подготовки боевых операций США (8^АТ -спецназ), идет
раздельное преподавание по видам и направлениям: защита и нападение с ножом,
стрельба, задержание и т.д.
Каждый курс ведет отдельный специалист.
В дальнейшем, может быть, возникнут и у нас возможности
раздельного преподавания, но в настоящее время за недостаточностью
квалифицированных кадров и материальных средств при подготовке специалистов мы,
вероятно, должны вложить весь наиболее необходимый объем знаний и навыков в их
подготовку имеющимися средствами.
При составлении комплексов и программ для подготовки
необходимо адаптировать знания согласно предполагаемой деятельности обучаемого
контингента, учитывая характер (вид) и масштабы этой деятельности, а также
учитывать возможность обучения техническим действиям с оружием и без оружия,
специальную физическую подготовку (поскольку наиболее часто в целях экономии
времени применяется сопряженный метод) теоретическую, тактико-техническую
подготовку, а также курс оказания первой медицинской помощи при травмах и
основные правовые нормы.
Актуальным становится вопрос подготовки такого
инструктора-методиста или преподавателя по боевому самбо, поскольку возможен
вариант приема на работу в силовые структуры по контракту контингентов, уже
имеющих годичную или двухгодичную подготовку при несении срочной службы в
Вооруженных Силах под руководством инструктора. Поэтому преподаватель должен
определенным образом вносить индивидуальные коррекции в подготовку контрактника
или профессионального военного одной из силовых структур, индивидуально
подходить к специальной и физической подготовке данного контингента.
В зависимости от профессиональных задач и наиболее
рационального ведения боя, характерного для данного контингента, строится
методика его специальной и физической подготовки.
В зависимости от скорости и времени ведения реального боя
акцент методического воздействия при физической и специальной подготовке
переходит от тренировки аэробных механизмов выносливости к анаэробным, сохраняя
основные принципы поведения в реальном бою и принципы боевого самбо.
Зафиксируем эти основные принципы:
естественных движений;
сохранения равновесия;
ведения ближнего боя, ухода с линии атаки, “прилипания” к
противнику и воздействия на противника в неудобном для него положении и удобном
для защищающегося;
воздействия на уязвимые точки и зоны противника;
сопряженного воздействия (в технике движений и методике
обучения);
быстрого реагирования, быстроты срабатывания рефлексов,
принцип “защита-нападение”, “ощущение -действие”;
“серийной атаки” — ударно-бросковая и бросково-ударная
техника, дающая хороший запас надежности;
“внутренней свободы”, спонтанного проявления действий.
Для стабильного осуществления этих принципов преподаватель
в своей педагогической деятельности должен владеть методиками обучения
психофизической саморегуляции своих контингентов, направленной на обретение так
называемой “внутренней свободы” и устранение внутренних психических и физических
зажимов и напряжений, что является одним из центральных понятий, необходимых для
согласования психических и физических проявлений при овладении боевыми
движениями в жестких условиях реального боя. Это необходимо, поскольку в
реальном бою мы нередко пытаемся решить проблему, а имеющейся физической
подготовки для этого не хватает.
Используя специальную подготовку, мы добиваемся эффекта тем
выше, чем выше требования, предъявляемые к психике и организму.
Таким образом, эти методы — методы для экстремальных
нагрузок, активизирующих автоматическое “включение” механизмов подсознания.
Наряду с этим, задачей специалиста-преподавателя является
достижение максимального эффекта при обучении с минимальными затратами за
минимальное время. Поэтому необходимо наиболее экономичное и эффективное
обучение, специалист-преподаватель должен быть знаком с широким спектром смежных
видов единоборств, анализировать его и творчески перерабатывать с учетом
прикладной задачи
http://bsambo.newmail.ru/data/article/metodbs/metodbs5.htm