Искусство единоборств имеет древние корни. Феодальные и
родовые отношения сохранили традиции и философию Востока неизменными в течении
пяти тысячелетий. Отдельные приемы единоборств известны были примерно 4,5 тыс.
лет назад. В трактатах “О сущем" , “Желтый император” Хуанди (III в.до н. э.)
подчеркнул единство воинского искусства и медицины.
II в. до н.э. врач Хуа-то разработал гимнастику “У цин-си”
(игра зверей), на основе которой строились все воинские стили.
В I в. до н. э. Квой-йе создал стиль ушу – “Прием длинной
кисти” - это была первая школа единоборств. Начало современных школ восточных
единоборств связано с именем Великого монаха, одного из основателей Чань (Дзен)
– буддизма – Бодхидхармы. По преданию, в 520 г.н.э., проделав путь более 4000 км
из Индии в Китай, он пришел в монастырь Шаолинь, где провел 9 лет, передавая
монахам искусство Пранаямы – искусство дыхания, основные гимнастические
упражнения йоги т.н. “18 рук архатов”. Слыл Бодхидхарма также искусным бойцом.
Известно, что Александр Македонский знакомился с приемами единоборств тех стран,
которые он завоевывал. Эту синтезированную технику он принес в Индию, которую
завоевал последней. Все это унаследовал Бодхидхарма, что сделало его уникальным
бойцом. Известно что по дороге в Шаолинь он совершил 6 подвигов: убил змею,
тигра, буйвола и т.д.
По преданию, много времени Бодхидхарма проводил у Белой
стены Священной пещеры в позе медитации, совершенствуя гармонию духа и тела.
Существует легенда, что на стене отпечаталась, от долгого сидения, тень
Бодхидхармы.
Возникновение школ восточных единоборств, связывают с
Шаолинем и именем Бодхидхармы (китайцы называли его Дамо). В Японию это
искусство пришло из Китая.
Воинские искусства Японии имеют не менее древнюю историю,
чем в Китае. Известны такие виды как кумиучи, когу-соку, тегики, тендари, коси
мавари, явара, субаку, ниндзюцу и другие.
Как ни странно, но родиной каратэ-до (путь пустой руки)
является не Япония, а остров Окинава (архипелаг Рюкю). Остров был независимым,
но подвергался нападением китайских и японских пиратов, а иногда и регулярных
войск, и в результате, вынужден был платить дань своим грозным соседям. Сначала
влияние Китая было сильнее, тем более, что на Окинаве жила целая колония
переселенцев – китайцев, которые и познакомили жителей острова со своими боевыми
искусствами. Некоторые окинавцы ездили в Китайские монастыри, в том числе и в
Шаолинь. Вернувшись, они положили начало развитию на Окинаве Шаолинь-су
цю-ань-фа (Шаолиньский кулак), а позднее и других стилей. Такая тяга окинавцев к
боевым искусствам объясняется тем , что на острове постоянно шли столкновения
между правителями отдельных районов, а потому простым людям носить оружие
запрещалось под страхом смерти. Первый такой закон в 15-м веке ввел князь Се
Хайси, который подчинил себе остров, а позднее и архипелаг Рюкю. Вместе с Се
Хайси на Окинаву пришел буддизм – религия проповедующая миролюбие. Вследствие
этого обороноспособность резко упала, и в 1609 году архипелаг без труда был
захвачен войсками японского князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия
была распущена, все оружие было конфисковано, в результате "Катана кари" -"охоты
за мечами", объявленной японцами. Назревало восстание, и мастера рукопашного боя
срочно стали обучать граждан своему умению. К тому времени искусство борьбы на
Окинаве было хорошо развито и носило название "Окинава-те" - "Окинавская рука".
В XVI в. сложились 3 направления:
"Сюри тэ" - в основе положена школа Шаолиня.
"Наха тэ" - южно-китайские стили.
"Томари тэ"-комбинация первых двух.
Мастеров "Окинава тэ" было немного, а задача стояла
трудная: за короткий срок подготовить максимальное количество бойцов. Поэтому из
китайской техники были отобраны самые эффективные приемы, которые и стали
базовой техникой "Окинава тэ", а о философии и самопознании речь не шла – не до
того было. Тренировки проводились в основном ночью в горах и лесах, отчего
"Окинава тэ" называли еще "Школой в зарослях". Некоторые мастера владели такой
техникой, что одним ударом руки или ноги убивали одетого в доспехи самурая.
Самураи в свою очередь владели искусством джиу-джитсу, которое было действенным
в бою с обычным воином, но уступало ударной технике "Окинава тэ". Грозным
оружием в руках Окинавцев были обыкновенные сельскохозяйственные орудия: "кама"
– серпы, "нунчаку"-ими вели обмолот риса , "саи" – ими взрыхляли почву, "бо" –
шесты, "джо" – посохи. С разгромом восстаний ( на это у японцев ушло 100 лет)
"Окинава те" не исчезло, а продолжало развиваться и совершенствоваться. В конце
XIX в. Окинава официально признана провинцией Японии. В 1902 г. министерство
образования Японии вводит "Окинава те" в школьную программу как универсальное
средство физического и духовного воспитания. В то время один из известнейших
мастеров, был школьный учитель Гитин Фунакоси (родилсяв 1869 г., в городе Сюри).
По его инициативе группа мастеров ездила по Окинаве с показательными
выступлениями, вследствие чего возникло много школ.
В 1917 г. Фунакоси был приглашен в Бутоку – Всеяпонский
центр боевых искусств в г. Киото. В 1921 г. во время посещения г. Сюри
наследником престола Хирохито, в школе Фунакоси состоялись показательные
выступления, которые получили высокую оценку монарха.
В 1921 г. в Токио состоялся Всеяпонский фестиваль боевых
искусств, на который был приглашен и г. Фунакоси. На фестивале присутствовали
члены императорской семьи, военные и спортивные специалисты, в том числе и
создатель дзю–до – профессор Дзигоро Кано, который предложил Фунакоси устроить
выступления в центре дзю–до "Кодокан. Фунакоси получил предложение написать
несколько работ по истории и методике своего искусства. Фунакоси основал
многочисленные секции при университетах, компаниях и торговых центрах. Ему
помогали многие мастера переселившиеся из Окинавы в Японию.
Так началось победное шествие по Японской империи "Окинава
тэ" (японцы называли его "Тодэ").В 1930 г. термин "Окинава тэ" заменен термином
"Карате-дзюцу" ("искусство китайской руки"). В 1936 г. на Окинаве встретились
представители нескольких стилей каратэ-дзюцу. Этот термин по предложению
Фунакоси был заменен на термин "Каратэ-до" – "Путь пустой руки".
Фунакоси подчеркнул, что каратэ-до не просто техника, а
именно искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на всестороннее
совершенствование человека.
В том-же 1936 г. Фунакоси открыл свой центр под названием
Сётокан (Сёто- литературный псевдоним Фунакоси), по названию созданного им
стиля. К этому времени сложились на базе"Окинава-те" четыре основных стиля
каратэ-до, признанных классическими:
I Стиль - Сетокан создан Гитином Фунакоси (1869-1957гг.),
доработан его сыном Иоситакой Фунакоси. Отличается низкими стойками, мощными
ударами рук.
II Стиль - Сито-рю создан в середине 30-х годов другом
Фунакоси - Кенва Мабуни (1893-1953гг.) Сито по начальным иероглифам имен
учителей Мабуни Итосу и Хигаонна. Стиль отличается жесткостью, мощью, резкостью
и концентрацией движений.
III Стиль - Годзю-рю ("сила и мягкость") создан учеником
Хигаонна - Тедзюном Мияги (1888-1953гг.) Основные особенности: сила, жёсткость,
тяжелые проломные удары, чередующиеся с мягкими плавными движениями.
IV Стиль - Вадо-рю ("путь мира"). Создал Хиронори Оцука
(1892-1982гг.), один из первых учеников Фунакоси. Отличается ловкостью,
обманными финтами, уходами. В отличие от первых трех , является чисто японским
стилем, влияние окинавской и китайской техники почти незаметно: Ряд приемов
заимствованы из джиу-джитсу.
Сегодняшнее каратэ насчитывает несколько десятков стилей и
направлений, но только одному из них удалось подняться до четырех названных и
стать классическим, это стиль "Кёкусинкай" ("союз искателей абсолютной истины"),
созданный Масутасой Оямой (1923-1994гг.)
Масутасу Ояма родился в Корее. В конце 1938г. семья Оямы
переезжает в Токио , где Масутасу становится учеником Фунакоси. В школе Сетокан
Ояма получает II дан . Во время службы в армии изучает стиль Годзю-рю. В 1947г.
стал победителем первого в Японии турнира по карате-до. В 1948 г. Ояма ушел в
затерянный в горах буддийский монастырь. Изучал древние трактаты, усиленно
тренировался. Вернувшись в "большой мир" Ояма занялся пропагандой своего стиля.
Провел 51 бой с быками, отрубая рога ударом ребра ладони. Мировым сообществом
стиля кёкусинкай ему присвоен почетный X дан.
Остановимся подробнее на 2-х стилях, входящих в программу
клуба "О-КАН" , годзю-рю и сетокан.
I.Сетокан. Название происходит от литературного псевдонима
создателя этого стиля г. Фунакоси – Сёто (считается, что мастер боевых искусств
кроме единоборств должен заниматься поэзией, музыкой и т.д.). После его смерти в
1975г. стиль сетокан возглавил его лучший ученик М Накаяма, впоследствии
обладатель X дана. После смерти Масатоси Накаямы стиль сетокан в мировом
масштабе возглавили Хироказу Каназава (IX дан) и Танака (VIII дан) и их
ближайшие ученики Касуя (VIII дан) и Мураками(VI дан).
II.Годзю. Стиль созданный Т. Мияги, впоследствии разделился
на два направления:
1.Окинава Годзю-рю, возглавляет г. Хигаонна (IX дан).
Ведущие мастера стиля - Марио Хигаонна (IX дан), Терруо Чинен (VIII дан) и др.
2.Годзю-рю-кай. Осенсей - Гоген Ямагучи (X дан). Ведущие
мастера стиля: Ямагучи-сын - VIII дан, Агава - VII дан и Сакумото - VI дан.
Стиль отличается уникальной, так называемой монастырской техникой.
http://www.kentavr-club.ru/combats/combats11.html