То есть,
я считаю, что благодаря сегодняшней политике федераций и свойственного им
подхода к преподаванию, благодаря утверждаемым ими методикам каратэ сегодня роет
себе могилу. И не только каратэ - и ушу, и тэквондо это касается в той же мере.
В погоне за спортом утрачиваются стилевые различия, утрачивается вообще всякая
связь с традицией. Благодаря ориентированной на сиюминутный успех политике
федераций сегодня и нет учителей, могущих обучить настоящему БИ. Им не дают
вырасти. Их не учат тому, о чем я тут вам рассказал - их учат выигрывать
соревнования. По трем ударам, без контакта, с прекращением боя после каждого
попадания. Одно это уже убивает БИ в каратэ. Даже кекусин имеет такие
ограничения, которые на улице просто глупы - и которые выходили боком его
последователям. И будут выходить!
Но - чур
меня, чур! Не будем отвлекаться.
Мы снова
вернемся к ката.
Дело в
том, что большое их число в каратэ объясняется крайне незатейливо:
добросовестные "хранители традиций" Фунакоси и Мабуни просто собрали все
известные им ката - и ссыпали в один большой мешок. Про запас - вдруг кому
понадобится. Вдруг кто разберет. И за это их, кстати, действительно стоит
поблагодарить. Хотя бы за эту запасливость, которая сегодня дaет нам возможность
судить о том, какими когда-то были самые разные вариации "протокаратэ". То есть
все эти мелкие местечковые сюри-тэ и томаритэ, - поскольку наиболее популярные
ката сегодня все-таки не пропали. Благодаря Фунакоси и Мабуни. То есть, ката
каратэ, собранные в таких стилях как Сетокан, Годзю-рю, Вадо-рю и Сито-рю НЕ
ЯВЛЯЮТСЯ единой системой. В них не стоит искать никакого высшего порядка. Ранее
я уже упоминал о том, что в них присутствует поразительное для других БИ
количество "небазовых элементов". Так вот - сейчас я скажу больше: в них
зачастую присутствуют совершенно разные элементы и способы движения, присущие
РАЗНЫМ ШКОЛАМ. Сравните, к примеру, те же Канку, Тэкки и Хангецу, входящие в
канон Сетокан - и подумайте, одно ли это искусство. С моей точки зрения, они
похожи не более, чем порося на карася. Это, фактически, совершенно разные стили
боя!
Наиболее
ярко это заметно на примере сито-рю - если в Сетокане еще пытались как-то
унифицировать ката, отбирая и видоизменяя их, то в сито-рю все оставили как есть
- и там наиболее ярко заметны отличия, например, ката группы Итосу от ката
группы Хигаонна. Тех самых, которые входят в канон годзю-рю - которое постепенно
посредством канонов ВУКО приобретает все более "сетоканский" вид. А кстати - к
Уэти-рю оно куда как ближе. Ближе, чем любое другое направление из четверки ВУКО,
потому что ВЫШЛО ИЗ ТОГО ЖЕ старого китайского стиля Пангайнун. Все ката,
изучаемые в Уэти-рю и в Пангайнун-рю являются каноническими и для годзю. И
манера перемещения, значит, когда-то была такой же. Значит - и в годзю-рю была
наклонная спина, характерная стойка, куча захватов и бросков. То есть - ДОЛЖНА
БЫТЬ…
Потому и
писал я когда-то: не будь Фунакоси - каким бы сегодня было каратэ?
И - стоит
ли говорить "спасибо" этому человеку, определившему политику федераций вплоть до
наших дней? Косвенно повлиявшему на развитие ВСЕХ - за редким исключением - БИ в
мире?
Или хотя
бы - ЗА ЧТО говорить спасибо? По-моему, за то, что сохранил или помог сохранить
ката. И не более.
А в
остальном…
Ведь
именно федерации сегодня насаждают отношение к ката, как к необходимому условию
сдачи на пояс - и только. И именно поэтому ката учат кое-как, наспех, без
обдумывания. Поэтому их выполняют только в одной манере. Поэтому большинство
каратистов считает их "бабьими танцами". И им нечего возразить, поскольку в этом
случае ТАКИЕ ката - действительно бабьи танцы, не имеющие ничего общего с
условным спаррингом, по которому проводятся соревнования. А зачастую - не
имеющие ничего общего и с изначальным видом тех же самых ката. Пример - Сэнага,
9 дан.
Пример -
тот парнишка, который в сердцах крикнул мне: "А зачем мне их по-другому учить,
если у меня их именно так принимать будут!"
Ему надо
СДАТЬ. Как можно скорее. Сейчас! А не возиться "по-другому", снова и снова
выворачивая ту же самую форму. Даже если по-другому - это значит, так, как надо
для боя. Ради чего, собственно, он когда-то в секцию пришел…
Таким
образом, методики федераций не дают возможности полностью раскрыть потенциал
ката. Привлекаемые ради количества "окученных" клиентов или ради громких побед
недоучки и "переучки" искажают или отрицают смысл ката. И такая политика
федераций уничтожает не только учителей, действительно умеющих работать с ката
(на это не остается времени - да и учить этому становится невыгодно) - но и сами
ката, как носитель информации. Обратите внимание: новые формы, которые сегодня
создают многие из федераций, не только гораздо проще, но и не имеют никакого
боевого смысла, кроме самого примитивного, лежащего на поверхности.
Таким
образом, продолжая политику, некогда заданную Фунакоси и его последователями,
федерации упрямо ведут людей все дальше от истинного смысла каратэ - даже от
гимнастического. Ибо никто в наши дни таким способом качаться не хочет и не
будет. Есть более быстрые и удобные способы. И более безвредные - цигун, к
примеру.
Автор - Ю.Ю. Сенчуков
источник - conten.ru