Даже Брюс
Ли просто не смог бы совершить свой прорыв, не смог бы поднять такой бум, если
бы не каратэ! Ведь именно оно подготовило для него почву. Именно оно подняло его
на щит, как свой идеал - отчасти, кстати, и потому, что В САМОМ КАРАТЭ ТАКОЙ
ФИГУРЫ НЕ БЫЛО! Не было потому, что на основе школьной физкультуры такой
универсальный и результативный боец просто не мог бы появиться! Сколько бы ее ни
выдавали за боевое искусство!
Посмотрите сами - ведь практически всем мастерам-каратистам Японии, известным
как бойцы, приходилось сражаться с федерациями(!) доказывая, что "это тоже
каратэ". А "отцы каратэ" - признавали только ката. Потому что ката, исполняемые
в напряженно-силовой манере, и были сущностью каратэ, как силовой гимнастики!
Оцука - мастер джиу-джитсу, - вообще не считал свое Вадо-рю каратэ. Тем
"каратэ", которым оно сегодня является, Вадо-рю стало в результате долгой
рихтовки в соревнованиях ВУКО - и, благодаря этим соревнованиям, выдвижения на
ключевые посты людей, понятия не имевших ни о каком джиу-джитсу. Ояма - тот
вообще никакой методики не придумывал и никакой школы не создавал. Он просто
открыл зал, в который пригласил всех, кто хочет драться. И там очень быстро
собрались те каратисты, которые любили драться - и которым не давали этого
делать в родных федерациях. Так появился Кекусинкай - безо всяких методик,
просто из обмена опытом всех собравшихся, имевших, кстати, черные пояса по
разным стилям. Методики "подгонялись" под это уже потом - по большей части,
беззастенчиво заимствовались из годзю-рю, наиболее знакомого Ояме. Именно
поэтому Кекусин и развалился после его смерти - потому что никогда не был
единым. Потому что все ката и методики были чисто формальными, а не несли в себе
некое ядро стиля. Да и не только в Кекусин такое происходит - возьмите хотя бы
тэквондо ИТФ, которое после смерти Генерала разваливается на куски,
дискредитируя самое себя непрекращающимися сварами и скандалами и перекрестным
лишением данов всех и вся, включая самых заслуженных; большинство членов
которого поспешно перекрашиваются под олимпийское (то есть, более прибыльное и
престижное) ВТФ. Оно тоже не было единым. Большинство его членов в разных
странах (да и в самой Корее) были в свое время стахановскими методами
перевербованы из различных видов каратэ или корейских стилей вроде тансудо. Ну а
теперь - бумеранг вернулся…
Короче,
везде дело шло так же, - и сейчас идет так же, - как и в нашей стране. Сперва
приходило каратэ - а потом все остальные. А оно приходило в виде той самой
школьной программы, в виде силовой гимнастики, МОГУЩЕЙ превратиться в боевое
искусство. И служившей боевым искусством - пока не приходили другие, более к
этому пригодные. Все правильно - ведь лучше иметь хоть какую-то программу
действий, чем вообще никакой. А если эта программа фанатично отработана и
подкреплена большой силой, если человек искренне в нее ВЕРИТ - то она вполне
может служить в этом качестве. Причем - в этом случае она способна достаточно
успешно конкурировать, например, с боксом или борьбой, чья подготовка все-таки
гораздо более индивидуальна, пусть и по разным причинам.
Именно
поэтому, как я считаю, силовая гимнастика каратэ стала базовой системой
рукопашной подготовки в большинстве стран мира. И - основной точкой зрения на
преподавание БИ для большинства людей.
Именно
оттуда это исполнение элементов "по шагам", друг за другом, именно оттуда
установка на упорную качку, удивительная, даже нарочитая скудость арсенала и
примитивность "бункай" при наличии в ката огромного количества "небазовых"
элементов - так сказать, "консолей" для размещения боевых апгрэйдов. И они
все-таки есть, эти апгрэйды - жаль только, что сегодня даже руководители
федераций уже не знают, как они выглядели и как исполнялись. Но им не до того -
на носу следующие соревнования, под которые нужно срочно занять денег. Ведь
престиж каратэ упал столь же низко, как у спортивного фехтования - трибуны в
залах полупусты, а то и вообще… Утверждая, что эти "апгрейды" есть, я не просто
выдвигаю очередную гипотезу. Хвастаться стоит только тем, что действительно
можешь сделать. Так вот - я вам могу их показать и объяснить. Дать на одно и то
же движение до десятка различных "бункай", причем применимых в бою - в том числе
и таких, о которых вы вообще не догадывались. И вы сами сможете убедиться в их
боевой эффективности. И это - именно каратэ, в чем вы сами сможете убедиться. Но
это не то каратэ, которое старательно развивается сегодня - и которое
преподносится вам под видом "традиции". Это боевое искусство каратэ - то самое,
которого вы все ищете и которого не знаете. Каратэ, в котором есть удары руками,
кроме "цки". Которое позволяет обыграть более сильного противника, свободно
маневрировать, без проблем работать с представителями любого незнакомого стиля,
драться на земле - словом, настоящего БИ, способного существовать и без
спортивной рекламы. В качестве живой традиции, передающейся благодаря своей
прикладной ценности. И это касается не только каратэ - точно так же можно
"развернуть" и любой другой стиль, некогда бывший боевым - каратэ просто
наиболее наглядный и наиболее яркий пример.
… Итак -
еще раз вернемся к формам.
Все то,
что я только что вам обещал, возникло не из пустого места - в том числе и не из
моей головы, которую очень многие хотели бы считать пустой. Это все - плод
проработки ката. Тех самых ката, о которых мы с вами начали разговор. Причем -
многие из этих ката я даже не заучивал: у меня были уже какие-то образцы в виде
ранее изученных, были типовые формы изменения положения рук и ног, перемещения,
удары и другие приемы различных стилей. У меня были книги, в которых приведены
все эти ката. Сделать оставалось немногое: внимательно рассмотреть эти книги и
прикинуть, где, что и как могло исполняться.
Заучивать
ката для этого необязательно - заметьте, не "не нужно", а НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. То
есть, какие-то из них все-таки знать нужно, чтобы иметь в руках ключи к
расшифровке - но это количество невелико - хватит хорошего знания двух-трех
достаточно сложных форм. То есть, того самого "традиционного" количества,
благодаря которому в старину получались бойцы, способные противостоять
представителю любой другой школы, - даже совершенно незнакомой. То есть, умеющие
читать не только ката, но и тактический рисунок боя, просчитывать движения
противника. Это умение позволяет читать и любые другие ката - даже впервые
увиденные. Почему? Да потому что их выполняют люди. И придумывают - люди. Те же
бойцы, которых надо уметь читать.
То есть,
эти ключи универсальны.
Автор - Ю.Ю. Сенчуков
источник - conten.ru