"...
По поводу симпатии Ю.Ю Сенчукова к жестко-силовой манере исполнения кат каратэ
(как "сантин" в Годзю). Подобная манера исполнения может вызвать у зрителя страх
и уважение, но от подобной практики больше вреда, чем пользы. Дело в том, что
современные каратэки рекомендуют при выполнении "Сантин" напрягать мышцы всего
тела и представлять будто толкаешь перед собой огромную тяжесть. При таком
исполнении развиваются не только мышцы но и гипертония (или связанные с ней
заболевания) и, как утверждают некоторые специалисты, среди лиц, практикующих
Годзю довольно часты случаи преждевременной смерти от болезней, связанных с
гипертонией. Вообще, я думаю, что современный Годзю сильно отличается от Годзю
Хигаонны и Мияги. Так спарринг Хигаонны описывали как "легкий, отличающийся
необычайной работой ног и быстрыми ударами ногами в нижний уровень. Кроме того,
Хигаонна изучал не только ушу шаолиньского толка, но и Синьи и окинавское Ти…"
Из одного
из писем.
Симпатии
к силовому исполнению ката каратэ у меня действительно есть, но это не значит,
что я рекомендую исполнять их только и именно так. ЛЮБУЮ - я подчеркиваю! -
форму любого стиля можно исполнять в разной манере - условно можно назвать их "тайцзи"
(очень мягко, медленно и плавно), "каратэ" (с мощным напряжением всех мышц и
"перенапряжением" мышц, выполняющих удар, выделяя каждое движение), "тэквондо" (
расслабленно и механически четко, с одинаковыми интервалами - но с жесткими
силовыми акцентами-сбросами на каждом действии), "багуа" ( максимально пластично
и слитно, но сильно, - по моему ощущению, "как будто чешешь кожу костями
изнутри" - весьма туманное описание, но яснее сказать трудно. Нечто среднее
между "тайцзи" и "каратэ").
Еще раз
прошу обратить внимание: эти названия условны, и применяются лишь в качестве
обозначений, как кратчайший способ описать специфику исполнения. Как правило,
эта специфика действительно преобладает в соответствующем стиле. Если вы
все-таки меня не поняли, приведу еще несколько таких обозначений, не совпадающих
с привычными названиями: "задом наперед", "наоборот" (исполнение формы с
изменением смысла действий - удары интерпретируются как защиты, защиты - как
удары и т.д.), "сериями" (небольшими скоростными частями, с паузами между ними;
возможно различное деление на серии), "порыв" - (максимально быстрое исполнение,
слитное, с проносным акцентированием), "раскрут" (исполнение, при котором каждое
предыдущее движение разгоняет следующее, вызывая четко ощутимый резонанс) - и
т.д., и т. п.. Таким образом, любую (одну и ту же) форму можно исполнять в самой
разной манере, тренируя самые разные качества, необходимые для наиболее
эффективного исполнения техник в бою - резкость, сочетаемость элементов, свободу
движений, акцентирование, силу, координацию движений - и так далее.
Это дает
возможность по-новому понять такой факт, что в подавляющем большинстве старинных
стилей присутствовало всего лишь две-три формы - а то и одна, - и эти формы, как
правило "односторонние", чем отличаются от созданных позднее, в которых каждое
действие по возможности дублируется на противоположную сторону. Тем не менее, их
вполне хватало для всесторонней подготовки бойцов. Всесторонней - потому, что в
старину в тренировочном процессе, как правило, отсутствовало все то изобилие
подводящих и "подогревающих" упражнений, которые мы видим сегодня. Поддержание
интереса к занятиям заботило тогдашних учителей меньше всего - наоборот, многие
из них специально "однообразили" свои тренировки, отсеивая таким образом
нетерпеливых "пассажиров", - традиционно в тренировочном процессе присутствовали
лишь набивка ударов, закалка тела и исполнение форм. У старших учеников
добавлялся еще спарринг на разных условиях, к которому переходили после того,
как считали достаточно хорошо изученными эти самые формы. Поясню еще раз:
изучать формы - это и значит исполнять их в самых разных вариантах. Именно это
не только формирует двигательные навыки, но и обеспечивает замену ими "родных",
что необходимо для успешного исполнения движений в разных режимах и в разном
состоянии. Только тогда движение становится "своим" - то есть, вы больше "не
умеете" двигаться иначе, а новоприобретенные движения выполняются сами по себе,
естественно, как дыхание. Именно на это и уходило по нескольку лет.
Если же
исполнять одну и ту же форму в одной и той же манере, то вы ее, несомненно,
прекрасно заучите, и в некоторых случаях ее "части" будут вылетать сами - но
"некоторые случаи" не делают весь бой. Кроме того, вы не овладеете всей
"смысловой гаммой" использования движений - и так и останетесь чистым ударником,
как большинство наших самодеятельных каратистов и ушуистов - тех талантливых
(бесспорно!) энтузиастов-самоучек, тренировавшихся с помощью ката. Броски,
удушения, борьба на земле останутся для вас "за бортом" - и, самое обидное,
именно потому, что вы выполняли ката "правильно" - то есть, так и только так,
как того требовали сэнсэи - живые и на видео - и условия сдачи на пояса. То
есть, условия соревнований по ката. Спортивных соревнований, требовавших для
судейства единого стандарта.
Причина
здесь в том, что современное преподавание отодвинуло ката на второй план. Их
цель - спарринг на соревнованиях. УСЛОВНЫЙ спарринг, поскольку в нем
присутствуют четко оговоренные правила с большим количеством ограничений. Этот
условный спарринг сильно отличается от реального применения приемов, например,
каратэ, в уличной драке, - но дает возможность поддерживать федерацию,
привлекать новых учеников и проводить чемпионаты, получая за размещенную на них
рекламу немалые деньги. В уличной драке этого всего нет, - потому что денег нет
тоже. Там есть только вы - а вы сам по себе федерацию мало интересуете. В конце
концов, чемпион, тренирующийся каждый день, сможет разбить носы паре пьяных
нетренированных задир. И это, кстати, завтра же станет прекрасной рекламой во
всех газетах. А если не сможет - то у нас завтра же появится кто-нибудь новый.
Благодаря сокращенному курсу обучения. Или же этот неприятный "единичный случай"
будет заглушен несколькими помпезными рапортами о новых соревнованиях.
Автор - Ю.Ю. Сенчуков
источник - conten.ru