Другие стили карате также имеют основные ката,
например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику
этого стиля. Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле, она является
центром, общим показателем методологии и исмполнительской техники и определяет
направление в целом.
Некоторые ката постепенно выпадают из
исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов.
Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной
цельюизучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются
изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по
этой причине наиболее "представительные" по динамичности и эстетике движений
ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым "не повезло",
постепенно отошли и отходят в небытие. Например, Унсу и сочин регулярно
исполняются в наше время.
Ката Сочин также стала очень популярной в
соревнованиях различного ранга, возможно, благодаря своим стойкам и мощным
ударам и блокам руками. Другие ката, не очень ритмичные и удобные в исполнении,
стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и не имеющая
впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и всё реже
присутствует в программах соревнований.
Ванкан и Джи`ин не быль упомянуты в книге М.
Накаямы "Best Karate", но присутствуют в двухтомнике по ката Хироказу Каназавы.
Ката Мейкйо - ещё один пример отсутствия популярности среди исполнителей стиля
Шотокан. Ещё одной причиной снижения популярности у исполнителей определённых
ката стало увеличение роли свободного кумите в практике карате во всём мире. В
связи с этим возросла тенденция изучения ката на основе базовой техники, то есть
ката, по своей технике приближенных к реальным боевым условиям.
Исторически, Гичин Фунакоши перенёс акцент
тренировок с изучения ката на свободное кумите, что вывело ката с центрального
места в тренировках каратэ. Поскольку ката, наравне с кихоном, являются основным
методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в экстремальных
условиях, когда технические действия выполняются на уровне подсознания, то
многократное повторение - единственный способ доведения боевого арсенала до
высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо привлекать к
изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из других стилей
при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана.
Чем больше количество ката, тем шире арсенал
практических боевых действий. Ката содержит в себе нобоо определённых
технических действий (ударорв руками и ногами, блоков, перемещений ), цель
которых - поразить воображаемого противника. Объяснение применения техники ката
имеет два названия - "Бункай" и "Ойо". Бункай означает "анализ", "подробное
рассмотрение элементов ката".
Термин Бункай правильнее использовать в значении
"разобрать весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент
отдельно". Ойо означает "практическое назначение, применение элементов ката".
Термин Ойо правильнее использовать в значении практического применения
технических приёмов в разных конкретных ситуациях. Первоначальные назначение
каждого вида техники ката забыто и потеряно, поскольку письменные записи
отсутствуют, так же как и имена создателей ката или источников, откуда произошли
ката и составляющие их технические приёмы.
Выполняя ката, оставайтесь спокойным, сохраняя
незамутненность разума. Мы должны постоянно сосредоточивать и удерживать “ки” до
самого последнего движения. Мы в равной степени должны координировать разум и
мощь тела в каждом движении в соответствии с правильным дыханием. Одно
выполнение ката из трех подряд проводится без всякого напряжения, с тем, чтобы
изучать, как правильно следует напрягать и расслаблять нужные мышечные группы.
Концентрировать “ки” необходимо пониже пупка, в месте, где энергия наиболее
эффективно поможет телу расслабиться, а разуму сохраниться чистым, и таким
образом, каждый прием, выполняемый рукой или ногой, наполняется жизненной силой.
Каждое ката:
1. Начинается и заканчивается поклоном стоя -
ритсу-рэй.
2. Начинается и заканчивается строго в одной и
той же точке эмбусэн.
3. Имеет, как правило, два Ки-ай - момент
мощнейшего высвобождения физической и ментальной энергии.
4. Имеет строго определённое количество движений
и их последовательность (изменять и пропускать которые запрещается), а также
определённое количество времени на его исполнение.
Полное владение ката - характеризуется той
глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет
подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и
сложного ката, и включает в себя такие требования, как:
1. Четкое и правильное выполнение всех элементов
ката.
2. Контроль осанки с соблюдением правильных стоек
и перемещений тела в используемом пространстве.
3. Правильное использование принципов дыхания,
сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и
работать Хара (местом концентрации физической мощи).
4. Постоянное сохранение Заншин (предельная
концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного
ката, мощный ки-ай.
5. Соблюдение правильного ритма в ката и
количество времени необходимого на его исполнение.
6. Знание терминологии каждого движения
используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в
бункай-ката.
7. Умение выполнять данное ката как в прямом, так
и в обратном (зеркальном) направлении ура-ката. Только при выполнении всех
вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего
ката.