Во многих
стилях каратэ мастера часто используют слово “осу” или “ос” для выражения своего
отношения к процессу обучения. Существует множество толкований значения этого
слова и его происхождения. Ниже приводятся некоторые из наиболее
распространённых.
* По
сведениям из хонбу додзё Ситорю каратэдо, слово “Осу” происходит от кандзи “О” и
является вербализацией неявной концепции “О-Нин”. Буквально “О” означает
“толкать, нажимать, давить”. “Нин”, напротив, означает “переносить, выносить,
сопротивляться”. Таким образом, имеется очевидное противодействие двух сил.,
одна из которых давит, а другая сопротивляется этому давлению. Это слово
произносят во время обмена приветствиями между старшими и младшими при входе в
додзё, перед выполнением ката и после получения указаний от своего учителя.
* Слово
"Осу" - это второе, редко используемое чтение иероглифа “синобу”, который имеет
значение “терпеть”.
* В
каратэ Кёкусинкай слово “Осу” используется как приветствие, а также часто
заменяет выражения типа "да, согласен, хорошо и извините меня". Молодые каратэка
никогда не говорят "да" своим старшим, а используют слово "Осу" вместо этого.
*
Согласно мастеру Ямадзаки Тэритомо, который был чемпионом Первого Всеяпонского
Открытого Турнира по каратэ от Кёкусин Кайкан (1966), слово "Осу" имеет "десять
тысяч значений, выражающих стремление бороться несмотря ни на что, преодолевая
на своём пути физические, умственные и духовные препятствия, а также означает
уважительные отношения между старшими и ответственность за взятые на себя
обязательства для младших”.
*
Согласно Камерону Квинну, видному австралийскому каратэка, который провёл три
месяца, как ути-дэси в додзё Ояма Масутацу, “это слово охватывает бесконечное
множество значений, а в самом простом смысле означает "устойчивость под
давлением". Это слово выражает философию каратэ. Хороший ученик, как ожидается,
должен иметь "дух Осу", чтобы познать суть каратэ.
* “Осу”
означает “терпение, уважение и высокую оценку”. Чтобы развивать сильное тело и
сильный дух, необходимо подвергнуться жёсткой тренировке, которую выдержать
трудно. Каратэка приходится заставлять себя и “подталкивать” к тому, что он
считает своим пределом. Ему хочется остановиться, но нужно бороться со своей
слабостью и заставить себя победить. Чтобы сделать это, каратэка должен проявить
упорство, волю, а прежде всего, терпение. Это терпение есть “Осу”. Причина , по
которой каратэка подвергает себя жёстким тренировкам в том, что каратэка
заботится о самом себе. Такая забота есть признак того, что каратэка уважает
себя. Это самоуважение развивается и превращается в уважение к своему
инструктору и товарищам. Когда каратэка входит в додзё, он кланяется и говорит
“Осу”. Это означает, что он уважает своё додзё и своё время, которое он тратит
на тренировки там. Это уважение есть “Осу”. Во время тренировки каратэка
подбадривает себя и заставляет себя работать, как можно больше. Когда он
заканчивает тренировку, то он кланяется своему инструктору и своим товарищам и
говорит “Осу” ещё раз. Он делает это из уважения к ним и из чувства
признательности. Это чувство признательности есть “Осу”. Таким образом, слово
“Осу” - это очень важное слово в каратэ. Оно выражает терпение, уважение и
признательность. Все каратэка используют слово “Осу”, потому что оно напоминает
им об этих важных качествах.
* Петер
Урбан, основатель стиля Годзю США, который был ути-дэси в доме знаменитого
мастера Ямагути (Годзюкай), утверждает, что именно Ямагути Гогэн ввёл слово
“Осу” в практику каратэ. Слово “Осу” было общим “паролем” для всех выпускников
Императорских Военных Училищ, по которому они узнавали друг друга. Подобные
“пароли” существуют во многих учебных заведениях. В зависимости от ситуации,
слово “Осу” означает “да, привет, прощай, держи удар, терпи”. Это - “внутреннее”
слово.
dao.tomsk.ru