Это совсем не простой вопрос. Не
знаю, удалось ли кому-нибудь решить его окончательно. Все что я могу, это
рассказать о том, что я сам делаю для того, чтобы не беспокоится по этому
поводу. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что нижеизложенное актуально
только в обычной жизни, и неприменимо в т.н. «спортивных» единоборствах (там все
решает совсем другое). Вопрос это очень серьезный, и речь пойдет о серьезных
вещах.
Главное, на мой взгляд, - хотя
бы попытаться отказаться от дуалистического мышления. Это значит перестать
делить все на «я» и «все остальное». Я - это неотъемлемая часть окружающего
мира, а мир - это часть меня. Здесь мне, откровенно говоря, не хватает
словарного запаса; в русском языке слово «часть» имеет значение «доля, отдельная
единица, на которые подразделяется целое», а я имею ввиду нечто противоположное,
неделимое целое, можно сказать «абсолют». Исходя из этих соображений, следует
воспринимать людей как часть единого Бытия, и, соответственно, как часть самого
себя. Глупо сердиться на собственный нос за то, что он чешется. Распространив на
весь мир отношение к самому себе, вы, таким образом, компенсируете большую часть
как явной, так и скрытой агрессии, направленной на вас. Откровенно говоря, такой
способ восприятия действительности столь же эффективен, сколь и труден. Замечу
также, что он не имеет ничего общего с принципом «непротивления злу насилием».
Быть одним целым с тем, что тебя окружает - очень непростое дело, я сам делаю
только первые шаги в этом направлении. Подробнее об отказе от дуалистического
мышления можно прочитать в любой серьезной книге, посвященной практике дзэн.
Не забудьте, что праведного
человека невозможно оскорбить. В обыденной жизни мы часто чувствуем себя
оскорбленными словами или действиями, однако это происходит лишь от
гипертрофированного чувства собственной значимости на фоне сомнений и
неуверенности в себе.
Третья важная составляющая – это
готовность биться до конца. «До конца» здесь следует понимать буквально, это
значит до смерти, своей или противника. Мне кажется, что человек должен быть
похожим на провод без изоляции. По внешнему виду невозможно определить, под
напряжением провод или нет. Но если хоть малейшая вероятность этого существует,
никто не станет прикасаться к проводу, потому что неизвестно, какой силы ток по
нему течет. Стоит всегда помнить, что две основных причины, по которым
происходит акт насилия, это страх и неуверенность жертвы, и чувство
безнаказанности насильника. Оба этих фактора провоцируют скрытую агрессию. Быть
всегда готовым – тоже трудное дело, совсем не пионерское. Дух закаляется через
тренировку тела; есть, конечно, и другие способы укрепления духа, но они еще
труднее. Специально для скептиков хочу заметить, что лично (если столь слабый
аргумент будет принят во внимание) наблюдал, как субтильного вида женщина одним
взглядом осадила пьяного «в дым» десантника, который явно хотел не погоде с ней
побеседовать. Взгляд ко всему готового человека режет как бритва. Для воспитания
правильного состояния духа есть несколько методов. Один из них – чаще думать о
смерти. В европейской культуре эта тема табуирована, и, по-моему, совершенно
напрасно. За подробностями отсылаю вас к «Хагкурэ» и «Будосёсинсю». Там
прекрасно изложено для чего и как это надо правильно делать; мой пересказ только
испортит дело.
Хотел бы обратить внимание
мужчин, что «брутальный» внешний вид скорее провоцирует агрессию по отношению к
вам, чем защищает от нее. Как говорится, рыбак рыбака видит издалека.
Как бы хорошо вы ни владели той
или иной техникой, никогда на нее не полагайтесь. Ни прекрасное ведение учебных
поединков, ни великолепные достижения в специальной технике или тамэсивари, не
должны обольщать вас. Поединок с реальным противником, который хочет реально
отправить вас к праотцам (или значительно к ним приблизить) – это совсем другое
дело. Нет таких преимуществ, которые бы при определенных условиях не обернулись
недостатками.
Не вступайте в поединок, если вы
совершенно уверенны в победе или в поражении. И то, и другое – профанация боевых
искусств.
Если вы таки были вынуждены
(именно так, «были вынуждены») вступить в бой, то, опять же, на мой взгляд,
следует придерживаться следующих правил. Старайтесь действовать спонтанно. Не
стройте планов и не пытайтесь претворить их в жизнь. Удар должен быть «без
плана, без представления». Почему именно так следует поступать, замечательно
описано в «Книге пяти колец» Миямото Мусаси. По возможности не деритесь при
свидетелях. Если противник вооружился тяжелым предметом – решительно атакуйте,
инерция и неожиданность в этом случае будут на вашей стороне. Если противник,
напротив вооружен колющим, или еще хуже – режущим оружием, вступайте в поединок
только, если бегство невозможно. Не затягивайте бой; если вы не победили за
первые 10-15 секунд, значит этот противник вам «не по зубам». Если не можете
избавиться от страха, попытайтесь превратить его в злость на самого себя. Но не
надейтесь, что аффект придаст вам «нечеловеческую» силу. На самом деле он только
отнимает силы, одновременно лишая человека возможности адекватно воспринимать
окружающее. Старайтесь, прежде всего, сломить дух противника, для этого все
средства хороши. Противник, не уничтоженный «внутренне», всегда представляет
опасность.
В завершение, хочу предложить
вам тему для размышления (особенно тем из вас, кто уже достиг определенных
успехов в боевых искусствах). Многие люди считают, что если хулигану дать
хорошенько в нос, то он станет сразу белый и пушистый. Это весьма
распространенное и очень опасное заблуждение. На самом деле, когда вы
осуществляете акт насилия по отношению к другому человеку (даже если это насилие
- акт самозащиты или совершенно справедливое возмездие), вы наносите ему
глубочайшее оскорбление и буквально «заземляете» его самооценку. И если вы его
не убили, это значит, что почти наверняка вы завели бомбу с часовым механизмом,
которая неизвестно когда взорвется. Так уж у cтроены такие люди, что для них
самый легкий способ восстановить свое, с позволения сказать, «достоинство», это
поглумится в другой раз уже над заведомо беззащитным человеком. Представьте, как
это будет: человек приходит домой, а там жена и ребенок… Кто защитит их? Насилие
порождает только насилие. Оно может быть полумерой, но никак не решает проблему
антагонизма между людьми. Именно поэтому (хотя такую возможность жизнь
периодически мне предоставляет) я никогда не дерусь на улице. Чего, собственно,
и вам желаю.
И. Сухенко.
www.karate.msk.ru